Кыргызстан: бюджетный кредит на 3,8 млрд сомов выдан с грубыми ошибками

Внимание потенциальных инвесторов приковано к финансовой дисциплине в государственном секторе Кыргызстана после того, как Счетная палата выявила серьезные нарушения при выделении крупного бюджетного кредита. Государственному предприятию «Бишкекский штамповочный завод» (ГП «БШЗ»), находящемуся в ведении Министерства обороны, был предоставлен бюджетный кредит в размере 3,8 млрд сомов из республиканской казны, однако условия его выдачи вызывают вопросы к прозрачности и управлению рисками.
Согласно постановлению Кабинета министров от 27 мая 2024 года №280-т, а также с одобрения Комитета по бюджету, экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша от 18 июня 2024 года, ГП «БШЗ» получил эту значительную сумму. Это решение подчеркивает стратегическое значение предприятия для государства, но одновременно поднимает вопросы о механизмах финансового обеспечения таких масштабных проектов.
Основная проблема, выявленная аудиторами, заключается в требовании обязательного залогового обеспечения, предусмотренном постановлением. Парадокс заключается в том, что по Уставу ГП «БШЗ» все его имущество и прибыль являются государственной собственностью. Предприятие функционирует на праве хозяйственного ведения, что означает отсутствие у него права собственности на закрепленные активы. Таким образом, юридически ГП «БШЗ» не может предоставить залог, что ставит под сомнение реализуемость основного условия кредитного соглашения.
Хронология событий демонстрирует тревожную картину отсутствия должной осмотрительности. Двусторонний кредитный договор №19-04-01/38 был подписан 31 июля 2024 года. Однако первый транш в размере 1 млрд 23 млн 270 тыс. сомов был перечислен на счет ГП «БШЗ» уже 15 октября 2024 года. Еще более показательно, что Дополнительное соглашение №19-04-01/58, регламентирующее график погашения лишь этого первого транша, было подписано только 21 ноября 2024 года – спустя 37 дней после фактического перечисления средств.
Ключевым нарушением, как подчеркивается в отчете Счетной палаты, является следующее: «Перечисление средств на расчетный счет заемщика или передача товарно-материальных ценностей осуществляется только после заключения и регистрации кредитного договора и договора обеспечения обязательств по бюджетному кредиту». Несмотря на это прямое требование, договор залога, призванный обеспечить возврат бюджетных средств, до настоящего времени не заключен. Эта ситуация создает серьезные риски для государственного бюджета и ставит под сомнение эффективность системы контроля над использованием государственных ресурсов, что является важным индикатором для оценки инвестиционного климата.