Бишкек: бюджетные маневры или предупреждающий сигнал для инвесторов?



На финансовом горизонте столицы Кыргызстана, Бишкека, назревает ситуация, требующая пристального внимания как местных властей, так и потенциальных инвесторов. Недавнее требование Бишкекского городского кенеша (БГК) к Департаменту по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ) предоставить объяснения по резкому сокращению прогноза неналоговых доходов почти на один миллиард сомов вызывает серьезные вопросы о прозрачности бюджетного планирования и эффективности муниципального управления. Для инвесторов, оценивающих стабильность и предсказуемость экономической среды, подобные корректировки могут стать индикатором скрытых рисков.

Председатель комиссии БГК по экономике, бюджету, финансам и инвестициям Элнура Дуйшекеева 2 декабря инициировала детальное разбирательство, подчеркнув, что в проекте корректировки бюджета на общую сумму 999 миллионов сомов снижен план именно по неналоговым доходам ДУМИ. Это значительное отклонение от ранее заявленных показателей, которые, как напомнила Дуйшекеева, подтверждались представителями ДУМИ и курирующим вице-мэром Мирланом Байгончоковым при защите бюджета.

Сокращение затронуло ключевые статьи поступлений: плата за аренду земли в сельских населенных пунктах уменьшилась на 670 тысяч сомов (с 1 миллиона 675 тысяч сомов), доходы от аренды муниципальных помещений, зданий, сооружений, оборудования и техники – на 183 тысячи сомов (с 457 тысяч сомов). Наиболее существенной оказалась корректировка по доходам от аренды прочего имущества – минус 146 миллионов сомов от ранее прогнозируемых 365 миллионов сомов. Эти цифры демонстрируют не только масштаб проблемы, но и потенциальное недополучение значительных средств в городской бюджет.

В ответ на запрос БГК, заведующая отделом учета арендных платежей мэрии Бишкека Асель Майнаева представила свое видение ситуации. Она объяснила, что первоначальные оптимистичные прогнозы строились на ожидании повышения тарифов согласно постановлению БГК №145, увеличении абонентской базы в рамках административно-территориальной реформы (АТР) и росте поступлений по договорам аренды дополнительных участков индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Однако, реальность оказалась сложнее.

Майнаева проиллюстрировала это на примере 750 договоров аренды земельных участков, распределенных на 49 лет. По предварительным расчетам, добавленная стоимость по этим договорам должна была составлять 397 миллионов сомов в год. Однако значительная часть этой суммы – около 150 миллионов сомов – приходится на «злостных судебных неплательщиков». Это означает, что даже при наличии юридических обязательств, фактический сбор средств сталкивается с серьезными преградами, что автоматически снижает реальный объем поступлений.

Кроме того, поступления от договоров, принятых на баланс мэрии в рамках АТР, оказались весьма скромными – общая сумма начислений составила 9 миллионов 462 тысячи сомов. По словам Майнаевой, «данные суммы являются незначительными при прогнозировании доходной части», что также повлияло на пересмотр ожиданий.

Особое внимание было уделено техническим и бюрократическим препятствиям. Майнаева отметила, что для заключения договоров часто требуется акт приема-передачи, а взаимодействие с Аламединским госрегистром сопряжено с проблемами – не все земельные участки и объекты облегченного типа были включены в реестр. «Из-за этого регистрация договоров затруднена», – сообщила она, указывая на системные барьеры, мешающие эффективной работе. Подобные административные сложности могут быть восприняты инвесторами как показатель общей неэффективности или высоких транзакционных издержек.

Даже договоры аренды дополнительных земельных участков к индивидуальным жилым домам, оформленные в соответствии с постановлением мэрии от 20 мая, принесли символические 6 778 сомов начислений, что лишь подтверждает необходимость пересмотра прогнозов.

В свете выявленных проблем и технических ограничений Асель Майнаева призвала учитывать эти факторы при внесении изменений в проект бюджета Бишкека на 2025 год. Однако, председатель комиссии Элнура Дуйшекеева вновь подчеркнула необходимость обоснованных прогнозов и заранее проведенного анализа при защите бюджета. Она вновь задала ключевой вопрос: кто будет нести ответственность за недостоверность плановых показателей и сокращение ожидаемых поступлений?

Эта ситуация представляет собой важный тест для столичной администрации Кыргызстана. Для инвесторов, рассматривающих возможности в Бишкеке и в стране в целом, способность городского правительства к точному финансовому планированию, эффективному сбору доходов и преодолению административных барьеров является критически важным фактором. Прозрачность в объяснении подобных корректировок и демонстрация решительных шагов по устранению системных проблем будут иметь прямое влияние на уровень доверия и инвестиционную привлекательность региона. Недополучение почти миллиарда сомов в бюджет, даже если это объясняется объективными причинами, требует не только объяснений, но и четкого плана действий для предотвращения подобных ситуаций в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *