Кыргызстан: тарифы как барьер для энергетических инвестиций

Энергетический сектор Кыргызстана, обладающий значительным потенциалом, сталкивается с фундаментальным вызовом, сдерживающим приток иностранных инвестиций. Как заявил исполнительный директор Международного делового совета (МДС) Аскар Сыдыков 19 ноября на бизнес-форуме Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), ключевым препятствием остаются низкие тарифы, которые существенно влияют на сроки окупаемости проектов и общую инвестиционную привлекательность.
По словам Сыдыкова, социальные тарифы в энергетике страны значительно ниже, чем в соседних государствах, что вызывает вопросы у потенциальных инвесторов. Данный фактор заставляет их проводить углубленный анализ рентабельности и возвратности вложений. «В энергетике у нас одно из слабых мест – это тарифы, социальные тарифы. И когда инвесторы приходят, они видят, что тарифы несколько низкие по сравнению с другими странами», – пояснил он. «И поэтому, когда они рассчитывают, несколько раз думают, прежде чем выделить финансирование: думают, когда же оно окупится, через сколько лет и окупится ли. Поэтому здесь они могут предусматривать немного более высокие ставки или требовать какие-то дополнительные условия от правительства», – отметил Сыдыков.
В условиях, когда рентабельность является краеугольным камнем инвестиционных решений, структура финансирования проектов также адаптируется под эти реалии. Социально ориентированные инициативы зачастую привлекают гранты или льготное кредитование. Коммерческие же проекты требуют софинансирования, а для крупных инфраструктурных решений активно используются синдицированные займы, позволяющие распределить риски между несколькими международными финансовыми институтами, такими как Азиатский банк развития (АБР), Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
На фоне этих вызовов, Кыргызстан, будучи страной, не имеющей выхода к морю, активно стремится к ускоренному развитию транспортных коридоров, связывающих ее с рынками Европы и Азии. Среди стратегически важных проектов, направленных на укрепление региональной интеграции и логистики, Сыдыков упомянул строительство железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан, газопровода Китай–Кыргызстан–Узбекистан–Туркменистан, а также модернизацию и создание альтернативных автомобильных трасс.
В энергетическом секторе акцент делается на диверсификацию и наращивание мощностей. В планах – реализация проектов крупных и малых гидроэлектростанций, активное освоение потенциала ветровой, солнечной и геотермальной генерации. Отдельно была отмечена поддержка АБР в проекте по созданию более короткой автомобильной дороги из Казахстана в Иссык-Кульскую область, что также способствует развитию региона.
Несмотря на существующие барьеры, инвестиционная активность в Кыргызстане демонстрирует устойчивый рост. По данным ЦАРЭС, к декабрю 2024 года в экономику страны уже было вложено более $3,1 млрд в рамках 57 проектов. Примечательно, что 47% этих инвестиций приходится на транспортный сектор, а 40% – на энергетику. Азиатский банк развития играл и продолжает играть ключевую роль, профинансировав или софинансировав 14 проектов, подтверждая стратегическую значимость Кыргызстана в региональной повестке развития.