Кыргызстан: 22,9 млн сомов не дошли до региональных фондов развития из-за пробелов в контроле
Аудит, проведенный Счетной палатой Кыргызской Республики, выявил существенные недочеты в системе управления неналоговыми доходами, что привело к недополучению 22,9 млн сомов в Фонды развития регионов. Эта сумма, критически важная для финансирования местной инфраструктуры и социальных программ, оказалась упущенной из-за недостаточного контроля со стороны профильных ведомств, что является значимым сигналом для потенциальных инвесторов, оценивающих эффективность государственного управления.
Согласно статье 128 Кодекса Кыргызской Республики «О неналоговых доходах», 2% от прибыли, полученной от реализации полезных ископаемых – после вычета косвенных налогов и затрат на транспортировку – предназначены для развития местной инфраструктуры, реализации социальных программ и целевых мероприятий в регионах. Эти отчисления формируют основу для устойчивого развития и повышения качества жизни населения вне столичного Бишкека, что является ключевым фактором для привлечения инвестиций и обеспечения социальной стабильности.
Анализ финансовых показателей за 2024 год, предоставленный Министерством финансов, указывает на то, что прогнозируемый доход от реализации полезных ископаемых, генерируемый 544 субъектами, должен был составить 2 млрд 340 млн 638,4 тыс. сомов. Фактические поступления составили 2 млрд 338 млн 18,1 тыс. сомов. При этом, несмотря на общие показатели, включающие переплаты на сумму 39 млн 863,6 тыс. сомов, основной проблемой остается задолженность 71 субъекта рынка в размере 22 млн 852,7 тыс. сомов.
Как подчеркивается в отчете Счетной палаты, именно эти 2% формируют финансовую базу для Фондов развития регионов. Однако выявленные пробелы в контроле со стороны Министерства финансов привели к тому, что упомянутые 22 млн 852,7 тыс. сомов, критически важные для финансирования, не были взысканы. Это недополучение напрямую ограничило возможности финансирования жизненно важных региональных программ, что, в свою очередь, может замедлить темпы развития инфраструктуры и реализации социальных инициатив. Для потенциальных инвесторов такие факты указывают на необходимость более тщательного анализа операционной эффективности и государственного управления в сфере сбора и распределения доходов, а также на важность усиления контроля для обеспечения финансовой стабильности и предсказуемости развития региональных проектов.