Кыргызстан: аудит указывает на фискальные резервы и неэффективность расходов
Счетная палата Кыргызской Республики обнародовала результаты масштабного аудита за 2024 год, выявившего существенные фискальные дисбалансы и потенциальные резервы для увеличения доходов государственного бюджета. Главный надзорный орган зафиксировал занижение суммы арендной платы за использование земель государственного фонда, включая пастбища и участки несельскохозяйственного назначения, на общую сумму 71,9 миллиона сомов. Это свидетельствует о значительных недополученных доходах, которые могли бы быть направлены на развитие экономики страны.
Отмеченное занижение арендных платежей, зафиксированное в отчетах региональных подразделений Счетной палаты, проявилось в бюджетах ряда местных органов власти. Анализ показал, что разница между плановыми показателями, заложенными в бюджет для расчета выравнивающих грантов, и фактически заключенными договорами по аренде составила именно 71,9 миллиона сомов. Этот существенный разрыв указывает на недочеты в системе управления государственным имуществом и планирования доходов на местах.
Проблема недополученных доходов носит системный характер, охватывая значительное количество регионов. Среди районов, где были выявлены наиболее крупные расхождения, значатся Узген (15,48 миллиона сомов), Токтогул (11,89 миллиона сомов), Кара-Суу (6,71 миллиона сомов), Ноокат (6,71 миллиона сомов), Нарын (5,47 миллиона сомов) и Сузак (3,51 миллиона сомов). Обширная география нарушений подчеркивает необходимость централизованного пересмотра подходов к управлению государственными активами на местах.
Помимо вопросов с арендной платой, аудит выявил и другую сторону финансовой неэффективности: избыточные остатки средств в местных бюджетах, получающих выравнивающие гранты. На конец года в 13 таких муниципальных образованиях общий остаток средств, не включая специальные счета, достиг 225,5 миллиона сомов, в то время как общая сумма полученных грантов составила 113,5 миллиона сомов. Это существенное расхождение указывает на потенциально избыточное дотирование отдельных регионов.
Наибольшие остатки средств были зафиксированы в Папан (21,68 миллиона сомов), Гүлчө (16,06 миллиона сомов) и Ала-Бука (14,94 миллиона сомов). Подобные излишки ставят под сомнение целесообразность выделения грантов в текущих объемах и подчеркивают необходимость более точного определения реальных финансовых потребностей на местном уровне.
«Факт того, что остаток средств в местных бюджетах более чем вдвое превышает объем полученных выравнивающих грантов, наглядно демонстрирует отсутствие острой необходимости в подобном уровне финансирования для ряда муниципалитетов», – цитирует свое заключение Счетная палата. Это прямо указывает на потенциал для перераспределения бюджетных ресурсов и повышения эффективности государственных расходов.
По итогам аудита Счетная палата настоятельно рекомендует Правительству Кыргызстана пересмотреть методики расчетов арендной платы за государственные земли и принципы распределения выравнивающих грантов. Реализация этих рекомендаций позволит не только увеличить доходную часть местных и республиканского бюджетов, но и оптимизировать расходы, улучшить прозрачность финансовой системы и укрепить доверие инвесторов к экономическому управлению страной. Это сигнал о стремлении к более эффективному и подотчетному использованию государственных ресурсов, что является ключевым фактором для устойчивого экономического роста.