Экономист проанализировала рост госрасходов в Кыргызстане на соответствие закону Вагнера и гипотезе Вайзмана-Пикока
Экономист проанализировала рост госрасходов в Кыргызстане на соответствие закону Вагнера и гипотезе Вайзмана-Пикока
Понимание логики роста государственных расходов — одна из ключевых задач для экономистов и политиков, особенно в странах с переходной экономикой, считает экономист Нургуль Акимова.
Кыргызстан, как развивающееся государство с открытой экономикой и ограниченной налоговой базой, ежегодно сталкивается с дилеммой: как обеспечить финансирование социальных обязательств, инфраструктуры и государственного управления, не подрывая макроэкономическую стабильность?
В мировой экономической мысли существуют две авторитетные концепции, объясняющие рост государственных расходов: закон Вагнера и гипотеза Вайзмана-Пикока.
Эти подходы появились ещё в XX веке, но остаются актуальными и сегодня — особенно в свете кризисов вроде пандемии COVID-19.
Экономист решила проверить, насколько эти теории применимы к кыргызской реальности.
Закон Вагнера: рост вместе с экономикой
Автор теории — немецкий экономист Адольф Вагнер. Он считал, что государственные расходы растут быстрее, чем национальный доход, по мере развития общества. Причина — в усложнении функций государства и возрастающем спросе на общественные блага.
Вагнер выделял три направления роста:
- Политико-правовая функция государства — усиление роли административных и судебных институтов;
- Культурно-образовательные расходы — инвестиции в образование, науку, культуру;
- Социальная функция государства — расходы на социальную защиту, здравоохранение, помощь малоимущим.
Ключевое следствие закона Вагнера: государственные расходы как доля ВВП имеют тенденцию к росту в долгосрочной перспективе.
Гипотеза Вайзмана-Пикока: расходы скачками
Альтернативный взгляд предложили британские экономисты Алан Пикок и Джек Вайзман в 1961 году, изучая послевоенную бюджетную динамику Великобритании. Они отметили, что рост расходов происходит неравномерно, а скачкообразно, в ответ на экстраординарные события (войны, экономические потрясения, пандемии).
Их гипотеза основывается на трёх эффектах:
- Эффект вытеснения — кризис вынуждает резко увеличить расходы, что «вытесняет» прежний уровень трат;
- Эффект выявления — в кризис выявляются новые задачи, которые сохраняются и в мирное время (например, страхование, здравоохранение);
- Эффект концентрации — расходы концентрируются в руках центрального правительства, усиливая его роль.
Кыргызстан: что говорят данные?
Для проверки этих гипотез она использовала данные о ВВП и государственных расходах Кыргызской Республики за 2012–2024 годы.
Расходы приведены в млрд сомов:
Год | ВВП | Госрасходы | Доля госрасходов в ВВП |
2012 | 320,0 | 142,5 | 44,5% |
2013 | 350,0 | 154,8 | 44,2% |
2014 | 390,0 | 182,5 | 46,8% |
2015 | 430,0 | 196,1 | 45,6% |
2016 | 480,0 | 216,5 | 45,1% |
2017 | 520,0 | 229,6 | 44,2% |
2018 | 550,0 | 221,7 | 40,3% |
2019 | 600,0 | 239,6 | 39,9% |
2020 | 639,7 | 247,7 | 38,7% |
2021 | 782,9 | 313,1 | 40,0% |
2022 | 1 020,7 | 443,1 | 43,4% |
2023 | 1 333,7 | 574,5 | 43,1% |
2024 | 1 523,2 | 602,0 | 39,5% |
(Источник: Национальный статистический комитет, Министерство финансов КР)
На первый взгляд, кыргызская экономика подтверждает постулат о росте ВВП. За 12 лет объём ВВП вырос почти в 5 раз — с 320 млрд до 1 523 млрд сомов. Однако доля госрасходов в ВВП не только не увеличилась, но постепенно снижалась: с 44–46% в 2012–2016 гг. до 39,5% в 2024 году.
Возможные причины:
- Сдержанная бюджетная политика;
- Ограниченная налоговая база;
- Давление международных кредиторов;
- Приоритет на внешнюю помощь и трансферты.
Кыргызстан не демонстрирует ярко выраженного эффекта Вагнера. Государственные расходы растут в абсолютных цифрах, но их доля в экономике остаётся стабильной или даже снижается.
2020 год — ключевой момент. В разгар пандемии COVID-19 ВВП упал на 2,2%. Тем не менее, государственные расходы не только не сократились — они увеличились, а в 2021–2024 гг. продолжили расти быстрыми темпами. Так, с 2019 по 2024 год расходы выросли с 239,6 млрд до 602,0 млрд сомов.
Это подтверждает эффект вытеснения: пандемия заставила государство нарастить расходы (здравоохранение, субсидии, цифровизация, поддержка бизнеса), и они остались на новом уровне даже после окончания кризиса.
Мы также видим эффект выявления — государство активизировало инвестиции в цифровую инфраструктуру, удалённое обучение, социальную защиту. Эти функции требуют устойчивого финансирования и стали частью нового бюджета.
Гипотеза Вайзмана-Пикока хорошо объясняет скачкообразный рост бюджета Кыргызстана после пандемии.
Следует учитывать и политико-экономический контекст:
- В Кыргызстане в 2020–2021 гг. произошла смена власти, что обычно сопровождается ростом бюджетных обязательств;
- Углубление сотрудничества с Россией и Китаем сопровождалось новыми инвестициями и субсидиями;
- Роль международных финансовых организаций (Всемирный банк, АБР, ЕАБР) усилилась, что отразилось на структуре бюджета;
- Продолжается реформа госуправления, включая создание цифровых платформ, которые требуют капитальных вложений.
Все эти факторы делают поведение расходов более чувствительным к внешним и политическим шокам — что подтверждает теорию Вайзмана-Пикока.
Анализ показал: Кыргызстан скорее следует логике гипотезы Вайзмана-Пикока, чем закону Вагнера. То есть государственные расходы в республике не растут линейно вместе с экономикой, а реагируют скачками на кризисы — будь то пандемия, политический переход или международное давление.
Это важно учитывать при разработке фискальной политики. Если государство не выстраивает механизмы управления скачкообразным ростом расходов, это может привести к дефициту, инфляции и росту внешнего долга.
Рекомендации:
- Повышать прозрачность и подотчётность расходов, особенно в посткризисный период;
- Использовать кризисы как возможность структурной модернизации, а не просто наращивания расходов;
- Придерживаться гибкой бюджетной политики, готовой к корректировке в случае шока.