Экономист проанализировала рост госрасходов в Кыргызстане на соответствие закону Вагнера и гипотезе Вайзмана-Пикока

Экономист проанализировала рост госрасходов в Кыргызстане на соответствие закону Вагнера и гипотезе Вайзмана-Пикока

Экономист проанализировала рост госрасходов в Кыргызстане на соответствие закону Вагнера и гипотезе Вайзмана-Пикока

Понимание логики роста государственных расходов — одна из ключевых задач для экономистов и политиков, особенно в странах с переходной экономикой, считает экономист  Нургуль Акимова.

Кыргызстан, как развивающееся государство с открытой экономикой и ограниченной налоговой базой, ежегодно сталкивается с дилеммой: как обеспечить финансирование социальных обязательств, инфраструктуры и государственного управления, не подрывая макроэкономическую стабильность?

В мировой экономической мысли существуют две авторитетные концепции, объясняющие рост государственных расходов: закон Вагнера и гипотеза Вайзмана-Пикока.

Эти подходы появились ещё в XX веке, но остаются актуальными и сегодня — особенно в свете кризисов вроде пандемии COVID-19.

Экономист решила проверить, насколько эти теории применимы к кыргызской реальности.

Закон Вагнера: рост вместе с экономикой

Автор теории — немецкий экономист Адольф Вагнер. Он считал, что государственные расходы растут быстрее, чем национальный доход, по мере развития общества. Причина — в усложнении функций государства и возрастающем спросе на общественные блага.

Вагнер выделял три направления роста:

  1. Политико-правовая функция государства — усиление роли административных и судебных институтов;
  2. Культурно-образовательные расходы — инвестиции в образование, науку, культуру;
  3. Социальная функция государства — расходы на социальную защиту, здравоохранение, помощь малоимущим.

Ключевое следствие закона Вагнера: государственные расходы как доля ВВП имеют тенденцию к росту в долгосрочной перспективе.

Гипотеза Вайзмана-Пикока: расходы скачками

Альтернативный взгляд предложили британские экономисты Алан Пикок и Джек Вайзман в 1961 году, изучая послевоенную бюджетную динамику Великобритании. Они отметили, что рост расходов происходит неравномерно, а скачкообразно, в ответ на экстраординарные события (войны, экономические потрясения, пандемии).

Их гипотеза основывается на трёх эффектах:

  1. Эффект вытеснения — кризис вынуждает резко увеличить расходы, что «вытесняет» прежний уровень трат;
  2. Эффект выявления — в кризис выявляются новые задачи, которые сохраняются и в мирное время (например, страхование, здравоохранение);
  3. Эффект концентрации — расходы концентрируются в руках центрального правительства, усиливая его роль.

Кыргызстан: что говорят данные?

Для проверки этих гипотез она использовала данные о ВВП и государственных расходах Кыргызской Республики за 2012–2024 годы.

Расходы приведены в млрд сомов:

Год ВВП Госрасходы Доля госрасходов в ВВП
2012 320,0 142,5 44,5%
2013 350,0 154,8 44,2%
2014 390,0 182,5 46,8%
2015 430,0 196,1 45,6%
2016 480,0 216,5 45,1%
2017 520,0 229,6 44,2%
2018 550,0 221,7 40,3%
2019 600,0 239,6 39,9%
2020 639,7 247,7 38,7%
2021 782,9 313,1 40,0%
2022 1 020,7 443,1 43,4%
2023 1 333,7 574,5 43,1%
2024 1 523,2 602,0 39,5%

(Источник: Национальный статистический комитет, Министерство финансов КР)

На первый взгляд, кыргызская экономика подтверждает постулат о росте ВВП. За 12 лет объём ВВП вырос почти в 5 раз — с 320 млрд до 1 523 млрд сомов. Однако доля госрасходов в ВВП не только не увеличилась, но постепенно снижалась: с 44–46% в 2012–2016 гг. до 39,5% в 2024 году.

Возможные причины:

  • Сдержанная бюджетная политика;
  • Ограниченная налоговая база;
  • Давление международных кредиторов;
  • Приоритет на внешнюю помощь и трансферты.

Кыргызстан не демонстрирует ярко выраженного эффекта Вагнера. Государственные расходы растут в абсолютных цифрах, но их доля в экономике остаётся стабильной или даже снижается.

2020 год — ключевой момент. В разгар пандемии COVID-19 ВВП упал на 2,2%. Тем не менее, государственные расходы не только не сократились — они увеличились, а в 2021–2024 гг. продолжили расти быстрыми темпами. Так, с 2019 по 2024 год расходы выросли с 239,6 млрд до 602,0 млрд сомов.

Это подтверждает эффект вытеснения: пандемия заставила государство нарастить расходы (здравоохранение, субсидии, цифровизация, поддержка бизнеса), и они остались на новом уровне даже после окончания кризиса.

Мы также видим эффект выявления — государство активизировало инвестиции в цифровую инфраструктуру, удалённое обучение, социальную защиту. Эти функции требуют устойчивого финансирования и стали частью нового бюджета.

Гипотеза Вайзмана-Пикока хорошо объясняет скачкообразный рост бюджета Кыргызстана после пандемии.

Следует учитывать и политико-экономический контекст:

  • В Кыргызстане в 2020–2021 гг. произошла смена власти, что обычно сопровождается ростом бюджетных обязательств;
  • Углубление сотрудничества с Россией и Китаем сопровождалось новыми инвестициями и субсидиями;
  • Роль международных финансовых организаций (Всемирный банк, АБР, ЕАБР) усилилась, что отразилось на структуре бюджета;
  • Продолжается реформа госуправления, включая создание цифровых платформ, которые требуют капитальных вложений.

Все эти факторы делают поведение расходов более чувствительным к внешним и политическим шокам — что подтверждает теорию Вайзмана-Пикока.

Анализ показал: Кыргызстан скорее следует логике гипотезы Вайзмана-Пикока, чем закону Вагнера. То есть государственные расходы в республике не растут линейно вместе с экономикой, а реагируют скачками на кризисы — будь то пандемия, политический переход или международное давление.

Это важно учитывать при разработке фискальной политики. Если государство не выстраивает механизмы управления скачкообразным ростом расходов, это может привести к дефициту, инфляции и росту внешнего долга.

Рекомендации:

  • Повышать прозрачность и подотчётность расходов, особенно в посткризисный период;
  • Использовать кризисы как возможность структурной модернизации, а не просто наращивания расходов;
  • Придерживаться гибкой бюджетной политики, готовой к корректировке в случае шока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *