Кыргызстан: Счетная палата указывает на стратегические пути оптимизации госинвестиций

Счетная палата Кыргызстана представила детальный анализ исполнения программы государственных инвестиций, выявив ряд ключевых факторов, влияющих на освоение выделенных средств. Эти данные представляют особый интерес для потенциальных инвесторов, поскольку они очерчивают как текущие вызовы, так и потенциал для повышения эффективности в управлении крупными проектами.
Согласно отчету надзорного органа, общий объем внешнего финансирования, включающего кредиты и гранты по программе государственных инвестиций, достиг 35 млрд 170,1 млн сомов. Это на 11,2% или 4 млрд 426,6 млн сомов меньше, чем годом ранее, в 2023 году, что указывает на замедление темпов притока и освоения средств. Изначальный утвержденный план на 2024 год предусматривал объем финансирования в 50 млрд 384,8 млн сомов, из которых было фактически освоено лишь 69,8%. После корректировки плана до 38 млрд 646,2 млн сомов процент освоения значительно вырос, достигнув 91%. Эта динамика подчеркивает как амбициозность первоначальных целей, так и определенные трудности в их полной реализации.
Счетная палата классифицировала причины неполного освоения средств на две основные категории. К «субъективным», то есть зависящим от внутренних государственных процессов, относятся затяжные административные процедуры в министерствах и ведомствах. Эти процедуры необходимы для вступления в силу финансовых соглашений с международными донорами. Подобные задержки могут замедлять запуск и реализацию критически важных инфраструктурных и социальных проектов, влияя на общую инвестиционную привлекательность.
Среди «объективных» причин были названы внешние факторы и сложности проектного управления. В частности, отмечается длительное рассмотрение проектной документации и тендерных заявок со стороны доноров, а также многоэтапность и, как следствие, растянутость самих тендерных процедур. Частая смена кадрового состава в проектах также дестабилизирует их ход, снижая эффективность и увеличивая риски. Немаловажным фактором является и курсовая разница, которая может влиять на стоимость проектов и объем освоенных средств в национальной валюте.
Опираясь на выявленные проблемы, Счетная палата сформулировала ряд рекомендаций, направленных на оптимизацию процесса государственных инвестиций. Среди них – необходимость ускорения ратификации международных соглашений, что позволит быстрее запускать проекты. Предлагается также ввести четкие дедлайны для проведения тендерных процедур, что может значительно сократить сроки отбора подрядчиков и поставщиков. Кроме того, подчеркивается важность обеспечения стабильности кадрового состава на протяжении всего жизненного цикла проекта, минимизируя сбои и обеспечивая преемственность в управлении. Реализация этих мер способна значительно повысить прозрачность и предсказуемость инвестиционной среды Кыргызстана, делая ее более привлекательной для внешних и внутренних инвесторов.