Кыргызстан: ЕБРР инвестирует в устойчивую логистику и стратегические транспортные артерии

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подтверждает свою активную роль в модернизации транспортно-логистического сектора Кыргызской Республики, представляя привлекательные возможности для инвесторов. Маттео Патроне, вице-президент ЕБРР, на встрече 29 октября детально осветил текущие проекты, подчеркнув стратегическую важность страны в формировании эффективных торговых маршрутов.
В условиях растущих объемов торговли между Азией и Европой, особенно контейнерных перевозок, крупные логистические компании активно ищут пути диверсификации и оптимизации своих транспортных сетей. Господин Патроне отметил, что Кыргызстан, благодаря своему геополитическому положению, играет все более заметную роль в рамках развивающегося Транскаспийского коридора, предлагая маршруты, ориентированные на устойчивость и эффективность.
Подход ЕБРР к развитию транспортной инфраструктуры в Кыргызстане является комплексным и долгосрочным. Банк не ограничивается только автодорогами, но также оценивает и поддерживает развитие железнодорожных перевозок, и, что особенно важно для частных инвесторов, активно вовлекается в стимулирование логистического сектора. Хотя большинство крупных транспортных проектов традиционно реализуются в государственном секторе, ЕБРР целенаправленно ищет возможности для привлечения частных компаний, особенно в сфере логистики, посредством поддержки малого и среднего бизнеса.
За последние несколько лет ЕБРР предоставил значительную финансовую поддержку ключевым проектам. Среди них – пакет на сумму до 11 млн евро для национального железнодорожного оператора «Кыргыз Темир Жолу». Эти средства направлены на обновление устаревшего парка открытых вагонов, что критически важно для повышения пропускной способности и эффективности грузоперевозок. Дополнительно финансирование идет на восстановление жизненно важной железнодорожной инфраструктуры, такой как противолавинная галерея в Боомском ущелье, что обеспечивает надежность и безопасность маршрутов, подверженных природным опасностям.
Еще один пример – суверенный заем в размере до 44,2 млн евро на реконструкцию 30–километрового участка кольцевой дороги вокруг озера Иссык-Куль (Балбай–Батыр — Каракол). Этот проект не только улучшает туристическую и региональную связность, но и способствует экологической устойчивости, предусматривая сокращение ежегодных выбросов CO₂ на 16 000 тонн к 2050 году. Заем также способствует внедрению международных стандартов безопасности дорожного движения и повышению эффективности обслуживания дорог через контракты, основанные на показателях производительности.
В рамках программы Osh GCAP, ЕБРР предоставил заем в размере до 14,7 млн евро компании Osh Autotransport для приобретения электробусов. Эта инициатива подчеркивает стремление Кыргызстана к модернизации городского общественного транспорта и сокращению углеродного следа, открывая горизонты для инвестиций в «зеленые» технологии и устойчивое развитие городов.
Особое внимание уделяется поддержке частного логистического сектора. В рамках программы ASB (Advice for Small Businesses) ЕБРР поддержал компанию Smart Logistics, расположенную в Бишкеке. Эта компания, управляющая складом класса А и предоставляющая полный спектр транспортных и логистических услуг, является ярким примером успешного развития частной инициативы и демонстрирует потенциал для дальнейших инвестиций в современную складскую и логистическую инфраструктуру Кыргызстана. Эти инвестиции ЕБРР не только укрепляют ключевые секторы экономики, но и формируют более привлекательный и предсказуемый инвестиционный климат для международных партнеров, заинтересованных в стабильном росте и стратегическом позиционировании в Центральной Азии.