Триллионный бюджет Кыргызстана: амбициозные прогнозы и структурные реформы

Смело заявляя о своих экономических амбициях, Кыргызстан стремится достичь нового финансового рубежа. «Мы прогнозируем, что по итогам 2025 года объем консолидированного бюджета составит 1 триллион 6 миллиардов сомов», – заявил Эльдар Алишеров, заведующий сектором по делам ЕАЭС в Администрации президента, в ходе международной научно-практической конференции, посвященной ускоренному экономическому росту страны, которая прошла в Бишкеке 29 октября. Это знаковое событие для национальной экономики и важный сигнал для потенциальных инвесторов.
Господин Алишеров подчеркнул, что республика уже преодолела психологически важный порог в 1 триллион сомов по объему валового внутреннего продукта. Следующая задача – трансформировать текущий темп экономического роста в качественный структурный скачок. «Наша задача – превратить текущий темп экономического роста в качественный структурный скачок, основанный на промышленности, инновациях и человеческом капитале», – отметил он. К 2030 году Кыргызстан планирует построить современную экономику, где каждый гражданин будет иметь возможность для самореализации и вести достойную жизнь, что создает благоприятные условия для долгосрочных инвестиций.
Для потенциальных инвесторов важно понимать структуру главного финансового документа страны. Консолидированный бюджет Кыргызской Республики, согласно действующему Бюджетному кодексу, формируется из трех ключевых компонентов. Первый – это Государственный бюджет, объединяющий республиканский и множественные местные бюджеты. На 2025 год он включал 268 местных бюджетов, в том числе 33 городских и 235 бюджетов айыльных аймаков.
Второй компонент – бюджет Социального фонда, обеспечивающий государственное социальное и пенсионное обеспечение. Этот бюджет принимается отдельным законом и почти полностью формируется за счет страховых взносов от заработной платы работников как в государственном, так и в частном секторе, а также трансфертов из республиканского бюджета. Большая часть его расходов направляется на выплату пенсий и пособий.
Третий – бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), который является консолидированным фондом для финансирования государственной политики в сфере ОМС. Бюджет ФОМС преимущественно формируется за счет трансфертов из республиканского бюджета и Социального фонда, а также поступлений от платных услуг. Его средства идут на финансирование ОМС, дополнительной программы ОМС, обеспечение деятельности фонда и профилактику в сфере здравоохранения.
Изначально утвержденный объем доходной части консолидированного бюджета Кыргызской Республики на 2025 год составлял 708,9 миллиарда сомов. Эта сумма распределялась следующим образом: доходы государственного бюджета – 471,8 миллиарда сомов (включая налоговые доходы в 394,7 миллиарда сомов, неналоговые доходы в 63,7 миллиарда сомов и гранты в 13,5 миллиарда сомов), собственные доходы Социального фонда – 76,8 миллиарда сомов, собственные доходы ФОМС – 1,9 миллиарда сомов. Дополнительно учитывались поступления от операций с нефинансовыми активами в 2,5 миллиарда сомов, от операций с финансовыми активами – 58,8 миллиарда сомов, а также средства от заимствований (поступления от операций с обязательствами, включая цифровые государственные ценные бумаги) – 93,6 миллиарда сомов, и остатки средств на начало 2025 года в размере 3,5 миллиарда сомов.
Исходя из вышеупомянутых прогнозов, Кабинет министров, предположительно, изыскал дополнительные 300 миллиардов сомов сверх первоначально запланированных 708,9 миллиарда сомов, чтобы консолидированный бюджет смог превысить значимую отметку в 1 триллион сомов. Это свидетельствует об оптимистичных ожиданиях Правительства относительно роста экономики, эффективности фискальной политики или привлечения новых источников финансирования, что в совокупности формирует позитивный прогноз для экономического развития и потенциальной доходности инвестиций в регион.