Центральная Азия — новый логистический хаб: транзит вырос на 70%, привлекая капитал



Транзитный коридор через Центральную Азию уверенно заявляет о себе как о стратегически важном узле мировой торговли, демонстрируя впечатляющие темпы роста и устойчивость. Согласно актуальным данным Евразийского банка развития (ЕАБР), объем грузового транзита через регион увеличился на беспрецедентные 70% за период с 2020 по 2024 годы. Этот значительный подъем не просто отражает региональную динамику, но и подчеркивает возрастающую роль Центральной Азии как ключевого моста, связывающего Восток и Запад, открывая привлекательные горизонты для инвесторов, стремящихся извлечь выгоду из расширяющихся торговых потоков.

На сегодняшний день железнодорожный транспорт играет доминирующую роль в этой растущей логистической системе, обеспечивая порядка 60% всего транзита. Это обстоятельство акцентирует внимание на фундаментальном значении существующей железнодорожной инфраструктуры и ее потенциале для дальнейшей модернизации и расширения. Свыше 70% общего транзитного объема сконцентрировано на критически важных маршрутах, соединяющих Китай с такими крупными экономическими партнерами, как Россия, Турция, Афганистан и страны Европы. Такая географическая концентрация свидетельствует о сформировавшихся и высоко востребованных торговых артериях, которые продолжают стимулировать региональную экономическую активность.

Хотя, по оценкам экспертов, Казахстан и Узбекистан обрабатывают около 80% текущих транзитных потоков, общие выгоды от усиления региональной взаимосвязанности распространяются на все экономики Центральной Азии, включая Кыргызстан. Повышение эффективности логистической инфраструктуры и операционных процедур в целом создает более благоприятную среду для международной торговли и инвестиций на всем пространстве региона.

Евгений Винокуров, главный экономист ЕАБР, подчеркивает, что за последние пять лет внешнеторговый оборот стран Центральной Азии с Китаем удвоился, став мощным стимулом для транзитного потенциала. Он также акцентирует внимание на критической роли так называемой «мягкой инфраструктуры». Упрощение пограничных процедур в Центральной Азии не только существенно ускоряет перемещение грузов, но и способствует координации тарифной политики, что в конечном итоге приводит к снижению стоимости контейнерных перевозок. Эти факторы напрямую повышают конкурентоспособность региональных логистических маршрутов.

Для потенциальных инвесторов в экономику Кыргызстана эти макроэкономические тенденции открывают масштабные возможности. Будучи неотъемлемой частью этого стремительно развивающегося региона, страна имеет все шансы значительно выиграть от улучшения транзитных возможностей. Инвестиции в создание и развитие логистических хабов, складских комплексов, проектов дорожного строительства и сопутствующих услуг в Кыргызстане становятся особенно привлекательными на фоне прогнозируемого дальнейшего роста объемов грузопотоков. Укрепление региональной транспортной сети и упрощение торговых операций не только углубляют экономические связи, но и формируют благоприятную почву для диверсификации инвестиционных портфелей в одном из наиболее динамичных экономических пространств Евразии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *