Индикаторы роста: импорт автокузовов в Кыргызстан вырос втрое по стоимости
Экономика Кыргызстана демонстрирует интересные структурные сдвиги, особенно в автомобильном секторе. Согласно данным Национального статистического комитета, за первые пять месяцев 2025 года стоимость импорта автомобильных кузовов в страну взлетела почти в три раза, достигнув 8,3 миллиона долларов. Это разительно контрастирует с показателем в 2,9 миллиона долларов за аналогичный период 2024 года, в то время как физический объем поставок вырос незначительно – с 1,31 до 1,4 тысячи тонн, или примерно на 7%.
Ключевым фактором столь впечатляющей динамики стала кардинальная переориентация каналов поставок. Если в 2024 году рынок был диверсифицирован, то в 2025-м главным торговым партнером в этом сегменте стал Узбекистан. Поставки из соседней республики выросли феноменально: с 20 тонн на сумму 150 тысяч долларов в январе – мае 2024 года до 969 тонн стоимостью 7,1 миллиона долларов в 2025-м. Таким образом, на долю Узбекистана теперь приходится более 85% всего импорта автокузовов в денежном выражении.
На фоне узбекского прорыва произошло практически полное вытеснение традиционных поставщиков. Так, импорт из Литвы, которая в прошлом году была лидером с объемом 613 тонн на 819 тысяч долларов, сократился до символической одной тонны. Резко упали закупки в Японии (с 650 до 24 тысяч долларов), Германии (со 195 до 16 тысяч долларов) и Республике Корея (с 95 до 18 тысяч долларов). Также прекратились поставки из Объединенных Арабских Эмиратов и Ирана, которые ранее занимали заметные, хоть и небольшие, доли рынка.
Для потенциальных инвесторов эти цифры – важный маркер, указывающий на качественные изменения в автомобильной отрасли Кыргызстана. Существенное увеличение средней стоимости импортируемой продукции – с 2,2 до почти 6 тысяч долларов за тонну – может свидетельствовать о переходе от закупок кузовных деталей для ремонта к импорту более сложных и дорогих сборочных комплектов. Это, в свою очередь, может быть сигналом о развитии или расширении мощностей по локальной сборке автомобилей, что открывает новые ниши для инвестиций в смежные производства и логистическую инфраструктуру.
На фоне этих тектонических сдвигов стабильным игроком остается Китай, несколько увеличивший свою долю как в объеме, так и в стоимости поставок – с 530 до 814 тысяч долларов. В целом, наблюдаемая трансформация рынка автокомпонентов подчеркивает углубление экономической кооперации в Центральной Азии и формирование новых производственных цепочек. Данный тренд заслуживает пристального внимания инвесторов, оценивающих перспективы вложений в реальный сектор экономики Кыргызстана.