Железная дорога в будущее: Китай профинансирует долю Кыргызстана в проекте
Переговоры между Кыргызстаном и Китаем ознаменовались прорывом в реализации стратегического инфраструктурного проекта – строительства железной дороги «Китай–Кыргызстан–Узбекистан». Ключевым итогом встречи на высшем уровне стало подписание письма-намерения о предоставлении Пекином льготного кредита для финансирования кыргызской доли в проекте. Это решение открывает путь к началу практической фазы строительства новой трансконтинентальной артерии, которая обещает кардинально изменить логистические потоки в регионе и предоставить бизнесу прямой выход на рынки Юго-Восточной Азии и Европы.
В ходе рабочего визита президента Садыра Жапарова в КНР и его встречи с председателем Си Цзиньпином кыргызская сторона представила целый пул привлекательных для инвесторов направлений. Особый интерес вызвали планы по созданию специальной финансово–инвестиционной территории «Тамчы» и туристического кластера «Ала-Тоо Резорт». Глава Китая выразил готовность содействовать участию китайских компаний в этих проектах, что является мощным сигналом для потенциальных инвесторов о высоком уровне политической поддержки двусторонних экономических инициатив.
Помимо флагманского железнодорожного проекта, стороны закрепили сотрудничество в ряде других критически важных для экономики сфер. Подписан пакет документов, направленных на упрощение торговых процедур и расширение доступа кыргызских товаров на китайский рынок. В частности, протокол о фитосанитарных требованиях к сухофруктам открывает для аграрного сектора Кыргызстана новые экспортные возможности. Соглашение о ТЭО для автомобильного пункта пропуска «Бедель» и договоренности в сфере гражданской авиации и стандартизации свидетельствуют о системной работе по гармонизации инфраструктуры и нормативной базы, что снижает нетарифные барьеры и повышает предсказуемость для бизнеса. Также достигнуто соглашение о предоставлении Кыргызстану безвозмездной помощи, что дополнительно укрепит экономическую стабильность страны.