Рынок грузовиков Кыргызстана: афганский вектор на фоне общего спада
Экономические данные за первые пять месяцев 2025 года указывают на заметную перестройку в структуре экспорта грузовых автомобилей из Кыргызстана. Ключевым трендом стало стремительное укрепление торговых связей с Афганистаном, который неожиданно вышел на позицию лидирующего импортера данной категории товаров, демонстрируя взрывной рост спроса.
Согласно официальной статистике, с января по май 2025 года Кыргызстан поставил в Афганистан 19 грузовых автомобилей на общую сумму 127 тысяч долларов. В сравнении с аналогичным периодом 2024 года, когда было экспортировано 10 единиц техники на 83 тысячи долларов, рост в количественном выражении составил 90%. Этот скачок позволил Афганистану занять доминирующее положение, аккумулировав 59% всего кыргызского экспорта грузовиков.
Однако для потенциальных инвесторов важно отметить, что рост поставок на афганском направлении происходит на фоне общего сокращения экспортных объемов. В целом за пять месяцев 2025 года Кыргызстан экспортировал 32 грузовых автомобиля на 316 тысяч долларов, что существенно ниже показателей прошлого года. В январе–мае 2024 года за рубеж было продано 42 автомобиля, но их совокупная стоимость достигала 817 тысяч долларов. Таким образом, наблюдается спад как в количественном (–24%), так и в стоимостном (–61%) выражении, что свидетельствует о смене не только географии поставок, но и структуры сделок в сторону более бюджетных моделей.
Помимо Афганистана, кыргызские грузовики поставлялись в Турцию и Грузию – по 6 единиц в каждую страну. При этом экспорт в Турцию принес 168 тысяч долларов, что сопоставимо с прошлогодними показателями. Поставки в Грузию, напротив, резко снизились в цене: 6 автомобилей были проданы всего за 16 тысяч долларов, тогда как годом ранее 4 единицы техники принесли экономике 146 тысяч долларов. Также одна единица была экспортирована в Узбекистан. Эти данные подчеркивают высокую волатильность и изменение ценовой конъюнктуры на традиционных для Кыргызстана рынках сбыта.