Тарифы как новый источник дохода: глобальный тренд и риски для инвесторов
Торговая политика США демонстрирует опасный сдвиг, за которым инвесторам в развивающиеся экономики, включая Кыргызстан, следует следить с особым вниманием. Тарифы, изначально представленные как инструмент давления на торговых партнеров, превращаются в весомый и постоянный источник дохода для федерального бюджета. Как отмечает The New York Times, эта новая реальность может сформировать фискальную зависимость, отказаться от которой будет крайне сложно.
Масштабы этого явления уже впечатляют. Высокие пошлины, введенные администрацией Дональда Трампа, принесли в казну США к июлю финансового года 152 млрд долларов – почти вдвое больше, чем 78 млрд за аналогичный период годом ранее. В Белом доме эти поступления представляют как доказательство успеха торговой стратегии и способ компенсировать бюджетные потери от недавнего снижения налогов, оцениваемые в 3,4 трлн долларов. Прогнозы аналитиков показывают, что при сохранении текущей политики тарифы могут принести более 2 трлн долларов дополнительной выручки в течение десятилетия.
Экономисты бьют тревогу, предупреждая, что столь мощный денежный поток вызывает привыкание. «Это вызывает зависимость, – говорит Жоау Гомес, экономист Уортонской школы Пенсильванского университета. – Трудно отказаться от источника дохода, когда госдолг и дефицит таковы, какие они есть». Этот прецедент создает модель, при которой краткосрочные фискальные выгоды могут надолго закрепить протекционистские барьеры в мировой торговле, создавая риски для экспортно-ориентированных экономик.
Происходит фундаментальный сдвиг в налоговой системе – от налогообложения доходов к налогообложению товаров. Такая трансформация носит регрессивный характер: она приносит больше выгоды состоятельным гражданам за счет снижения подоходных налогов, одновременно повышая цены на повседневные товары. Поскольку домохозяйства с низкими доходами тратят большую долю своих средств именно на такие товары, тарифы ложатся на них более тяжелым бременем. Это прямой риск для потребительских рынков и социальной стабильности, который инвесторы обязаны учитывать.
Политически отказаться от тарифов становится практически невозможным. «Есть ли лучший способ собрать такие деньги? С точки зрения экономики – да, более эффективные способы существуют. Но это, по сути, политический вопрос», – отмечает Эрни Тедески из Yale Budget Lab. Будущим лидерам, как республиканцам, так и демократам, будет крайне сложно отменить пошлины, если это будет означать необходимость проводить через Конгресс непопулярное решение о повышении других налогов для компенсации выпадающих доходов.
Более того, «тарифная манна» уже становится предметом политического торга. Идея направить собранные средства на прямые выплаты гражданам или финансирование социальных программ может оказаться слишком соблазнительной. «Денег поступает так много, что мы думаем о небольшом «кэшбэке», но главное – хотим гасить долг», – заявлял Дональд Трамп. Демократический стратег Тайсон Броуди подтверждает опасения: «Многие уже думают не «их невозможно будет отменить», а «вот большой кошелек, который можно использовать и перераспределить».
Несмотря на то, что эксперты, такие как Алекс Хакес из Groundwork Collaborative, называют тарифы «явно неэффективным способом собирать доходы», их политическая привлекательность может перевесить экономическую логику. Для инвесторов это означает новую эру неопределенности. Глобальная тенденция использования тарифов в качестве фискального инструмента может привести к фрагментации мировых рынков и нарушению цепочек поставок. Этот долгосрочный риск необходимо закладывать в любую инвестиционную стратегию, ориентированную на страны, чье благополучие зависит от открытой международной торговли.