«Серый носорог Трампа». Мнения Алмамбета Шыкмаматова и Эмиля Уметалиева об экономических возможностях для КР в эпоху перемен
«Серый носорог Трампа». Мнения Алмамбета Шыкмаматова и Эмиля Уметалиева об экономических возможностях для КР в эпоху перемен
⇳
Издание Tazabek запускает серию материалов, посвященных структурным сдвигам в мировой экономике и их влиянию на Кыргызстан.
Мы опрашиваем крупных бизнесменов, известных личностей, видных деятелей и глав правительственных структур, чтобы узнать, как они оценивают происходящее сегодня.
Первыми, кто принял участие в нашем мини-опросе, стали Омурбек Бабанов и Ильяс Тулекеев. Их мнения можно прочитать по ссылке.
Также свою позицию высказали Данияр Амангельдиев и Феликс Кулов.
По поводу тарифной политики со стороны администрации США высказались также экс-секретарь ЦК Компартии КР Апас Джумагулов и экс- министр экономики Арзыбек Кожошев.
В этом материале приняли участие председатель Государственной налоговой службы Алмамбет Шыкмаматов и кыргызстанский бизнесмен Эмиль Уметалиев.
Алмамбет Шыкмаматов
⇳
1. Что сейчас происходит в мире в экономике, в связи с введением пошлин Трампом и санкций?
— В мире происходит то, что называется фазовым переходом или сменой эпох. То есть старая система со всеми ее институтами демократии, безопасности, международного сотрудничества в разных сферах, в том числе и в экономике не просто меняется. Она рушится на наших глазах и пока контуров новой системы не видно.
Только об экономике без отрыва от политики в этом случае говорить нельзя, потому что все экономические процессы есть следствие больших, глобальных политических процессов. Тарифная война, развязанная Трампом была вполне ожидаема. Есть такое понятие – «серый носорог». Это как бы противовес известному понятию «черный лебедь», введенному Нассимом Талебом. «Черный лебедь» — это то, чего не ожидаешь, не можешь предсказать. «Серый носорог» в этом контексте, наоборот, событие опасное, глобальное, но вполне ожидаемое и даже очевидное. Тарифы Трампа – это и есть такой «серый носорог», потому что о том, что он их введет, Трамп говорил в течение всей своей предвыборной компании.
И меня удивляют, мягко говоря, те эксперты, которые сегодня заявляют, что как так, Трамп развязал тарифную войну, а мы этого не ждали.
Пока стоит говорить о торговой войне Америки с Китаем. Для остальных стран Трамп повышение тарифов пока отменил или снизил. Мир меняется, и как раньше уже точно не будет – это главный тезис, характеризующий происходящее в мире.
2. Как это может отразиться на Кыргызстане?
— Процессы, запущенные Трампом, которые сегодня происходят в мировой экономике, затронут абсолютно всех, хотя и в разной степени. Но это не значит, что со знаком минус. Кыргызстан не настолько интегрирован в глобальную экономику, чтобы рядовой потребитель что-то почувствовал. Но торговая война Америки со всем миром может и должна стать для нас «окном возможностей».
Когда были введены санкции против России Кыргызстан и страны-соседи сумели быстро адаптироваться под новые условия.
Сегодня географическое положение Кыргызстана между Китаем, Южной Азией и странами ЕврАзЭС – это наше естественное преимущество. Торговая война Трампа может стать мощным толчком, который сделает Кыргызстан реальным логистическим хабом.
А еще все эти торговые войны, глобальные мировые процессы просто кричат о том, что нам нужно становиться максимально самодостаточными. То есть стимулировать собственное производство и минимизировать импорт.
Особенно,что касается продуктов питания. Например, макаронные изделия. Мы что, сами не в состоянии производить макароны в таком количестве, чтобы покрыть внутренние потребности?! Можем и таких примеров много.
3. Как это отразиться на бизнесе?
— Непосредственно на кыргызском бизнесе, особенно малом и среднем, это пока никак не отразится. Наоборот, как я уже говорил, бизнес должен искать новые возможности. Китай вполне может перебросить какие-то свои производства к нам. У нас низкие тарифы, дешевая рабочая сила, удобная логистика.
Бизнес должен включить смекалку. На правительственном уровне нужно реализовывать программу импортозамещения под новые условия и экспортную стратегию. Может быть даже подумать о льготном налогообложении для экспортно -ориентированных производителей.
Бизнес, ориентированный на экспорт должен хорошо изучить стандарты Америки и двигаться в этом направлении. Конечно, когда в мире нет стабильности и все меняется стремительно, это сказывается ментально на бизнес сообществе. Но с другой стороны хаос – это всегда время когда «выстреливают» самые дерзкие проекты и казалось бы сложно реализуемые идеи.
Эмиль Уметалиев
⇳
По поводу последних событий в мире, связанных с введением со стороны администрации США пошлин, бизнесмен Э.Уметалиев считает, что мир еще не встречался с подобным феноменом, и глобальные рынки уже отреагировали падением и «зигзагами».
Как это может отразиться на Кыргызстане?
— В Кыргызстан, может и не мгновенно, но эти волны придут. Кыргызстан географически находится в середине многих гео- и региональных рынков. Но политически мы привязаны к ЕАЭС, поэтому есть и выигрышный потенциал от срединного позиционирования, и риски от падения на рынке подсанкционной экономики России.
Как это отразиться на бизнесе?
— Лучшей стратегией для экономики Кыргызстана, считаю, балансировать между крупнейшими рынками мира (без привязки к истории прошлого), а также дерегулировать экономику — дать большую самостоятельность в маневре для бизнеса и крупного, и малого, и среднего.
Также необходимо дать населению шанс на самовыживание, резко снизив вмешательство в деятельность любых хозяйствующих субъектов и домохозяйств.
Кыргызский бизнес должен воспользоваться турбулентной ситуацией и максимально диверсифицировать рынки получения сырья, поставки и рынки сбыта.
Особенно этих усилий по диверсификации хотелось бы ожидать от государственных и квазигосударственных структур. И особенно, это касается рынка поставщиков энергоресурсов.