Железная дорога «Китай — Кыргызстан — Узбекистан»: строительство ускоряется, создавая новые перспективы

Проект строительства стратегически важной железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» демонстрирует беспрецедентные темпы, превышая первоначальные ожидания и потенциально сокращая сроки реализации. Об этом 12 ноября на полях Международного форума по мультимодальным перевозкам сообщил первый заместитель председателя правления компании «Узбекистон темир йўллари» Хикматулла Рахметов, подчеркнув, что этот проект является первым крупным зарубежным инвестиционным начинанием для его компании.
По словам господина Рахметова, изначально на строительство магистрали отводилось шесть лет. Однако, учитывая текущий прогресс, существует высокая вероятность завершения всех работ в течение четырех лет. Такое ускорение реализации проекта имеет колоссальное значение для динамично развивающихся экономик региона, включая Кыргызстан, и является ярким сигналом для потенциальных инвесторов о серьезности и эффективности подхода к инфраструктурным проектам.
Ключевым преимуществом новой железной дороги станет значительное сокращение логистического плеча. Запуск маршрута позволит сократить расстояние между Китаем и Европой, а также между Китаем, странами Центральной Азии и Кавказа, более чем на 1000 километров по сравнению с существующими путями. Это напрямую переводится в снижение транспортных расходов, ускорение товарооборота и повышение конкурентоспособности региональных экономик на международной арене.
Министр транспорта Илхом Махкамов дополнительно акцентировал внимание на стратегической роли проекта, назвав его кратчайшим региональным маршрутом, связывающим Центральную и Южную Азию. Более того, он отметил, что в перспективе этот коридор, в сочетании с Трансафганским, предоставит Узбекистану и другим странам Центральной Азии прямой выход к Индийскому океану через порты Пакистана, радикально увеличивая их транзитный потенциал.
В дальнейшем, по мнению экспертов, эти два направления станут неотъемлемой частью Международного Транскаспийского транспортного коридора, формируя непрерывный мультимодальный маршрут, простирающийся от Китая до Европы и обеспечивая беспрецедентную связность евразийского континента.
История проекта насчитывает около 25 лет обсуждений и поиска оптимальных решений. Долгое время камнем преткновения были вопросы ширины колеи, высокой стоимости строительства в труднодоступных высокогорных районах и выбора окончательного маршрута. Успешное преодоление этих разногласий и запуск строительства, которое официально началось, в частности, 27 декабря, является свидетельством глубокой политической воли и консенсуса между странами-участницами. Этот маршрут также стратегически снижает зависимость от традиционных транзитных путей через Россию и Казахстан, открывая новые возможности для диверсификации.
Согласно утверждённому документу, международный транспортный коридор будет пролегать по комбинированному варианту маршрута Кашгар — Торугарт — Макмал — Жалал-Абад — Андижан. Общая длина железной дороги составит 532,53 километра, из которых порядка 312 километров пройдут по территории Кыргызстана, что подчеркивает его ключевую роль в данном проекте.
Общая предварительная стоимость проекта оценивается в 4,7 миллиарда долларов США. По условиям соглашения, финансирование будет осуществляться совместными усилиями: 51 процент участия в совместном предприятии принадлежит Китаю, тогда как Кыргызстан и Узбекистан владеют по 24,5 процента акций соответственно. Половина общей суммы будет предоставлена странами-участницами из собственных средств пропорционально их долям, что демонстрирует их финансовую приверженность и уверенность в успехе предприятия.