Авторынок Кыргызстана: импорт кузовов взлетел почти в 3 раза по стоимости
Экономика Кыргызстана демонстрирует интересные структурные сдвиги в автомобильном секторе, которые могут указывать на новые инвестиционные ниши. Согласно анализу данных Национального статистического комитета, за первое полугодие 2025 года импорт автомобильных кузовов в страну, хотя и показал скромный количественный рост на 7%, совершил качественный скачок в денежном выражении. Этот диссонанс между объемом и стоимостью является ключевым индикатором для инвесторов, сигнализируя о глубокой трансформации рынка.
В течение января – июня 2025 года Кыргызстан импортировал около 1,3 тысячи тонн автокузовов на общую сумму $8,3 млн. Для сравнения – за аналогичный период прошлого года стоимостный объем импорта составлял всего $2,8 млн при почти сопоставимом физическом объеме. Таким образом, средняя стоимость импортируемых компонентов выросла почти втрое, что говорит о переходе от закупки бывших в употреблении или более дешевых деталей к импорту более дорогих и комплектных узлов, возможно, для промышленной сборки.
Наиболее показательным изменением стала кардинальная перестройка географии поставок. Если в 2024 году ключевыми поставщиками выступали Литва ($819 тыс.), Япония ($650 тыс.) и Китай ($530 тыс.), то в 2025 году ландшафт изменился до неузнаваемости. Безоговорочным лидером стал Узбекистан, нарастивший поставки с символических $150 тыс. до внушительных $7,1 млн, заняв более 85% рынка. В то же время импорт из Литвы, Германии, Южной Кореи и ОАЭ практически прекратился. Это свидетельствует не просто о росте, а о стратегическом развороте от европейских и азиатских хабов подержанных запчастей к прямым закупкам у регионального производителя.
Наблюдаемый тренд может служить косвенным подтверждением развития в Кыргызстане так называемой «отверточной сборки» автомобилей. Резкий рост поставок из Узбекистана, где активно работает автопром, в частности UzAuto Motors, может быть связан с организацией в республике сборочных производств. Для потенциальных инвесторов это открывает перспективы в смежных областях: от вложений в логистическую инфраструктуру и создание сервисных центров до участия в локализации производства автокомпонентов. Данная тенденция требует пристального внимания, поскольку она отражает интеграционные процессы в Центральной Азии и создает новые точки роста в экономике Кыргызстана.