С энтузиазмом «вкачивают» деньги, а потом блокируют счета, — эксперт рассказал, как на практике решаются корпоративные споры

С энтузиазмом «вкачивают» деньги, а потом блокируют счета, — эксперт рассказал, как на практике решаются корпоративные споры

С энтузиазмом «вкачивают» деньги, а потом блокируют счета, - эксперт рассказал, как на практике решаются корпоративные споры

Экс-председатель совета директоров Кыргызской фондовой биржи и эксперт фондового рынка Тилек Эралиев рассказал, какие корпоративные споры возникают на практике в акционерных обществах, и как они решаются. Интервью с ним опубликовала Кыргызская фондовая биржа.

По его словам,споры возникают по поводу того, у кого из акционеров будет больше представителей в совете директоров и в правлении, по поводу увеличения уставного капитала, у одного сейчас есть ресурсы, у другого временные трудности, но размывать свою долю не хочется.

Есть разногласия по распределению финансовых потоков. Зачастую акционер, управляющий бизнесом, в курсе всех поступлений и расходов, а второй или группа акционеров, которые являются портфельными, узнают о делах либо от своих представителей и сотрудников, либо ещё хуже, на годовом собрании.

Как рассказывает эксперт, в идеале нужно составлять подробный учредительный договор, устав и внутренние положения. Эти документы могут детально регламентировать то, как создаётся компания, как она управляется в «мирное» время и в период внешних угроз (рейдерских атак), внутренних разногласий и корпоративных споров, как акционеры будут ликвидировать или продавать бизнес.

«Обычно на практике партнёры с энтузиазмом и шампанским создают компанию, вкачивают деньги, стесняются даже говорить о негативном сценарии и возможных спорах.

На практике корпоративные споры решаются от жалоб в Финнадзоре, проведения инициативного аудита, блокировки счетов и действий, подачей исков и до возбуждения уголовного дела. И если нарушались нормы корпоративного управления при совершении крупных и заинтересованных сделок, тогда обиженный акционер начинает действовать», — поделился Т.Эралиев.

Он считает, что корпоративное управление необходимо для выстраивания отношений с частными и институциональными инвесторами.

Если компания нацелена выйти на фондовый рынок, она будет вкладываться в профессиональный и независимый, а не «карманный» совет директоров и топ-менеджмент, в дорогой независимый аудит, пояснил он.

«Почему отечественные производители стали внедрять международные стандарты, типа ISO, HACCP? Потому что понимают, что так их деятельность будет более эффективной и прозрачной, а продукция будет максимально качественной и храниться дольше, и следовательно, сможет продаваться за рубежом», — добавил он.

В разработке законодательства КР об акционерных обществах принимали участие и европейские и американские эксперты, сообщил экс-председатель совета директоров КФБ.

«На протяжении нескольких лет мы выстраиваем тесные отношения с коллегами по рынку из стран СНГ. С другой стороны, большинство наших АО созданы принудительно в период приватизации, и корпоративные нормы смогли удержать некоторые компании от разорения и ликвидации. Но корпоративное управление предназначено для развития, а цель у крупных акционеров в большинстве компаний была иной — по возможности показывать меньше прибыли, меньше раскрывать информацию, избавляться от мелких акционеров, задающих неудобные менеджменту вопросы, поэтому корпоративные нормы способны сдерживать от недобросовестных действий. Весь международный опыт нужно изучать и тестировать, оставлять рабочие инструменты. На КФБ международный состав акционеров и Совета директоров, а также широкие международные связи и хорошая основа для обмена опытом», — сказал он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *