НБКР предлагает установить дополнительные требования к международным аудиторским организациям для проверки банков
НБКР предлагает установить дополнительные требования к международным аудиторским организациям для проверки банков
Национальный банк вынес на общественное обсуждение проект постановления правления
- «О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА)».
Проект постановления разработан в целях предоставления банкам возможности расширенного выбора аудиторских организаций, в том числе аудиторских организаций, являющихся участниками международной сети аудиторских фирм.
Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в требования по отбору аудиторской организации для проведения внешнего аудита банков.
В справке-обосновании к документу говорится, что в действующей редакции Положения предусмотрено, что аудиторская организация, выбранная для аудита банка или банковской группы, должна иметь опыт аудита коммерческих банков и финансово-кредитных организаций в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности, а также в соответствии со стандартами, утвержденными Организацией бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов.
Данные требования ограничивают возможность участия в аудите банков новых аудиторских организаций, находящихся в международной сети аудиторских организаций.
В этой связи проектом постановления предлагается установить дополнительные требования к международным аудиторским организациям, касающиеся:
1) оценки стоимости финансовых инструментов банка и адекватности создания резервов на возможные потери по финансовым инструментам и признания прочих убытков от обесценения
Оценка финансовых инструментов, в том числе тех, которые подлежат оценке по справедливой стоимости, может быть сложной задачей. Это особенно актуально в случае наличия у банков сложных и неликвидных финансовых инструментов. Банки часто оценивают такие продукты, используя сложные внутренние модели, с применением исторических и прогнозных данных, основанных на допущениях. Получение достаточных объективных аудиторских доказательств, подтверждающих правильность проведенных оценок, часто сопряжено с трудностями.
Кроме того, международные стандарты финансовой отчетности, в частности финансовые инструменты сами по себе сложны и допускают множество толкований. Эти факторы могут увеличить риск существенных искажений в финансовой отчетности.
Помимо этого, создание резервов на возможные потери по активам обычно является существенным для финансовой отчетности банка, и вероятность искажений высока. Это связано с тем, что руководство банка стремится повысить уровень прибыли и капитала за счет занижения резервов.
Создание резервов на возможные потери по активам требует экспертного заключения для определения экономическую выгоду финансовых инструментов и размера резерва, необходимого для покрытия потенциальных убытков в случае обесценения.
2) качества контроля аудиторских компаний
Крупнейшие международные аудиторские фирмы представлены по всему миру, но большинство из них в настоящее время не управляется глобально. В то время как головной офис или глобальное руководство могут влиять на фирмы-члены в разных странах, но они обычно не имеют прямого управления над ними. Структура глобальных сетевых фирм зависит от национального регулирования и законодательства, относящегося к аудиторским фирмам.
3) квалификационных требований к сотрудникам аудиторской организации
Предлагаемые проектом постановления дополнительные критерии по отбору аудиторских организаций позволят повысить качество проводимого в банках аудита и направлены также на обеспечение прозрачности в деятельности коммерческих банков.
Подробнее можно прочитать по ссылке.