Кыргызстан меняет статус в получении международных финансов. Изменения нужно внести в Стратегию управления госдолгом, — экономист

Кыргызстан меняет статус в получении международных финансов. Изменения нужно внести в Стратегию управления госдолгом, — экономист

Кыргызстан меняет статус в получении международных финансов. Изменения нужно внести в Стратегию управления госдолгом, -  экономист

Начиная с июля 2025 года Кыргызстан переходит из категории стран, получающих сверхконцессионное финансирование через Международную ассоциацию развития (IDA), в категорию стран, заимствующих на условиях Международного банка реконструкции и развития (IBRD), напоминает экономист Нургуль Акимова.

По ее словам, это соответствует статусу стран с нижним уровнем среднего дохода (lower middle income), согласно классификации Всемирного банка.

Этот переход ознаменован значительным улучшении макроэкономических показателей и повышением валового национального дохода на душу населения (рассчитываемого по методологии Атласа). Также такое положение страны позволяет стране выходить за рамки поддержки исключительно льготными кредитами и переходить к рыночно-ориентированному кредитованию, поясняет Н.Акимова.

«Все эти изменения должны быть отражены в Стратегии управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2025–2027 годы», — утверждает Акимова.

По ее мнению, актуализация стратегии позволит учитывать новые условия международного заимствования, обеспечить сбалансированное управление рисками и создать устойчивую основу для долгосрочной макроэкономической стабильности страны.

Классификации стран, критерии, используемые различными международными организациями различаются. Например, Всемирный банк использует пороговые значения дохода на душу населения, Международный валютный фонд учитывает степень экспортной диверсификации и интеграции в мировую финансовую систему, ООН и его отраслевые агентства, а также целый ряд стран (доноров) ориентируются на экспертизу группы Всемирного банка.

Переход от грантового финансирования к кредитованию на условиях IBRD свидетельствует о повышении инвестиционного потенциала страны. Однако новые условия предполагают не только улучшение макроэкономической ситуации, но и необходимость соблюдения ряда дополнительных процедур.

В частности, кредиты, в отличие от грантов, требуют ратификации в парламенте. Этот этап может создать временной лаг в поступлении средств, что, в свою очередь, может привести к кассовому разрыву, особенно на ранних этапах реализации проектов.

Существующая система финансирования проектов (ПГИ) предусматривает обязательное наличие грантовой составляющей не менее 35 % от общей стоимости. Это правило ограничивает возможность привлечения заемных средств для ключевых этапов проектной подготовки (например, разработки технико-экономических обоснований), что снижает гибкость в формировании инвестиционных программ.

Для адаптации к новым условиям финансирования по IBRD и обеспечения более гибкого использования финансовых ресурсов предлагается следующие направления реформ:

  • Использование внутренних бюджетных ресурсов. Перераспределение части налоговых поступлений и создание целевых инвестиционных фондов на базе внутренних доходов позволят снизить зависимость от грантового финансирования. Такой подход обеспечит устойчивый поток средств для реализации проектов, не требуя обязательного соблюдения высоких грантовых порогов.
  • Пересмотр нормативно‑правовой базы. Необходимо обновить положения, регулирующие управление государственными инвестициями, чтобы они отражали новый статус страны, позволяя использовать кредитное финансирование на стадии подготовки проектов и сокращая зависимость от грантовых средств. Это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность экономики и адаптирует процедуры к новым условиям международного кредитования. Вместо жесткого требования о том, что грантовая составляющая должна составлять не менее 35 % от общей стоимости проекта, необходимо разрешить привлечение заемных средств для финансирования подготовки ТЭО.
  • Внедрить механизмы хеджирования. Использование валютных свопов, форвардных контрактов и других производных инструментов снижает риск негативного влияния колебаний валютных курсов и процентных ставок на государственный долг. Наряду с этим необходимо внедрение современных информационных систем для мониторинга и оценки эффективности использования средств чтобы оперативно корректировать стратегию финансирования и обеспечивать прозрачность расходования средств.
  • Реформа политики заимствования и управления портфелем государственных инвестиций в условиях перехода из IDA в IBRD позволит не только обеспечить более гибкое и эффективное использование финансовых ресурсов, но и создать условия для устойчивого экономического роста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *