Кыргызстан переходит на новую систему управления госдолгом и финансового анализа DMFAS (текст Стратегии)
Кыргызстан переходит на новую систему управления госдолгом и финансового анализа DMFAS (текст Стратегии)
Кабинет министров постановлением от 25 января утвердил Стратегию управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2025-2027 годы.
В документе говорится, что основной целью управления государственным долгом КР на период 2025-2027 годов является обеспечение финансирования потребностейкабмина на оптимальных условиях в среднесрочной перспективе с учетом минимизации затрат и управления рисками.
Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи:
- развитие рынка государственных ценных бумаг и расширение масштаба размещения государственных ценных бумаг;
- повышение устойчивости портфеля государственного долга за счет сбалансированного сочетания внешних и внутренних заимствований;
- обеспечение своевременного и полного обслуживания государственного долга с нулевым уровнем просроченных платежей;
- ведение работы по реструктуризации и сокращению внешнего долга в рамках доступных механизмов, включая операции по конверсии долга;
- повышение прозрачности операций с государственным долгом путем регулярного обновления и публикации информации о структуре государственного долга, обслуживании внешнего и внутреннего государственного долга и соблюдения требований, установленных Стратегией;
- переход на новую систему управления долгом и финансового анализа DMFAS (далее — DMFAS) для повышения эффективности управления государственным долгом и обеспечения прозрачности отчетности.
Для справки: Программа системы управления долгом и финансового анализа (DMFAS) — это программа технической помощи, управляемая Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) в Женеве.
В документе говорится, что переход на DMFAS позволит повысить эффективность управления долгом, обеспечить прозрачность отчетности и будет включать:
- обучение сотрудников Министерства финансов Кыргызской Республики применению новой платформы;
- полное тестирование и интеграция DMFAS для учета и анализа всех долговых обязательств государства;
- регулярное обновление данных в системе DMFAS и использование аналитических возможностей системы для принятия управленческих решений.
Целевые показатели реализации Стратегии управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2025-2027 годы
Целевой показатель | Значение целевого показателя |
Государственный долг к ВВП | Не более 70% |
Расходы по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета | Не более 30%(1) |
Минимальный уровень льготности внешних займов(2) | 35% |
Минимальное значение объединенного грант-элемента(3) | 35% |
Максимальная сумма задолженности перед одним кредитором (в % общей суммы государственного внешнего долга) | Не более 45% |
Допустимый размер просроченных платежей по обслуживанию государственного долга (сом) | 0,00 |
Размещение ГЦБ на аукционной основе, кроме казначейских обязательств (КО) | 100% |
Удельный вес ГКО в общей структуре ежегодных эмиссий государственных ценных бумаг (% от общей эмиссии ГЦБ) | Не менее 70% |
Средний срок погашения внутреннего долга (лет) | Не менее 5 |
Удельный вес государственного долга в иностранной валюте (% от общей суммы государственного долга) | Не более 84%(4) |
Удельный вес государственных ценных бумаг, выпущенных и размещенных в иностранной валюте на международном рынке капитала (% от общего объема государственного внешнего долга) | Не более 30% |
Примечания:
(1) допускаются отклонения в диапазоне +1%;
(2)-(3) действие Стратегии в части соблюдения минимального уровня льготности внешних займов не охватывает займы от Международного валютного фонда. Кроме того, требование к значению грант-элемента не распространяется на возможные соглашения о реструктуризации внешнего долга, а также при условиях, обозначенных в главе 4 Стратегии;
(4) допускаются отклонения в диапазоне +1,5%.
Стратегия управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2025-2027 годы
Глава 1. Введение
Стратегия управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2025-2027 годы (далее — Стратегия) разработана с целью обеспечения устойчивого и эффективного управления государственным долгом.
Стратегия представляет собой среднесрочный план мероприятий Кабинета Министров Кыргызской Республики, направленный на обеспечение финансовых потребностей Кыргызской Республики с приемлемыми затратами и допустимым уровнем риска, а также на развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг.
Стратегия охватывает все аспекты управления государственным долгом — от планирования заимствований и привлечения средств до анализа долговых рисков и мониторинга устойчивости долга. В зависимости от макроэкономических ситуаций возможно внесение изменений в Стратегию с учетом изменений конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках.
Глава 2. Цели и задачи управления государственным долгом
Основной целью управления государственным долгом Кыргызской Республики на период 2025-2027 годов является обеспечение финансирования потребностей Кабинета Министров Кыргызской Республики на оптимальных условиях в среднесрочной перспективе с учетом минимизации затрат и управления рисками.
Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи:
— развитие рынка государственных ценных бумаг и расширение масштаба размещения государственных ценных бумаг;
— повышение устойчивости портфеля государственного долга за счет сбалансированного сочетания внешних и внутренних заимствований;
— обеспечение своевременного и полного обслуживания государственного долга с нулевым уровнем просроченных платежей;
— ведение работы по реструктуризации и сокращению внешнего долга в рамках доступных механизмов, включая операции по конверсии долга;
— повышение прозрачности операций с государственным долгом путем регулярного обновления и публикации информации о структуре государственного долга, обслуживании внешнего и внутреннего государственного долга и соблюдения требований, установленных Стратегией;
— переход на новую систему управления долгом и финансового анализа DMFAS (далее — DMFAS) для повышения эффективности управления государственным долгом и обеспечения прозрачности отчетности.
Глава 3. Охват Стратегии
Стратегия регулирует вопросы управления государственным долгом Кыргызской Республики, а также гарантиями Кабинета Министров Кыргызской Республики.
Долговые обязательства Национального банка Кыргызской Республики и муниципальных органов Кыргызской Республики не входят в сферу действия Стратегии.
Меры и целевые показатели Стратегии распространяются на период 2025-2027 годов. При необходимости будет проводиться обновление Стратегии с учетом изменения макроэкономических показателей, параметров бюджетно-налоговой политики и динамики на отечественном и международном финансовых рынках.
Глава 4. Внешний долг
Новые внешние заимствования будут привлекаться на наиболее приоритетные программы и проекты, которые будут содействовать экономическому росту.
Кабинет Министров Кыргызской Республики продолжит политику привлечения только льготных внешних государственных заимствований: новые внешние кредиты будут привлекаться с соблюдением минимального значения грант-элемента — 35 процентов.
При реализации проектов государственных инвестиций за счет привлечения займов из нескольких источников или сочетания займов с грантовыми средствами допускается расчет уровня льготности с учетом всех привлекаемых заемных и/или грантовых средств (объединенный грант-элемент). Значение объединенного грант-элемента должно также составлять не менее 35 процентов. При этом Кабинет Министров Кыргызской Республики вправе принимать решения о привлечении инвестиций без соблюдения минимального значения грант-элемента в случаях, если привлекаемые инвестиции будут направлены на реализацию инфраструктурных и экономически выгодных проектов, что в перспективе будет способствовать экономическому росту страны.
Снижение потенциальных рисков, сопряженных с чрезмерной концентрацией внешнего долга, будет осуществляться путем установления и соблюдения количественного ограничения внешней задолженности перед одним кредитором не более 45 процентов от общей суммы внешнего долга.
Кабинет Министров Кыргызской Республики вправе принимать решение о выпуске и размещении государственных ценных бумаг в иностранной валюте на международном рынке капитала при формировании наиболее благоприятных условий (выгодные купонные ставки, стабильный уровень государственного долга к ВВП и т.д.) для выпуска и размещения государственных ценных бумаг в иностранной валюте на международном рынке капитала. В этом случае требования к минимальному грант-элементу и уровню льготности не распространяются, так как государственные ценные бумаги выпускаются на рыночных условиях без привязки к льготным кредитным механизмам.
При этом для снижения валютных и процентных рисков будет проводиться регулярный анализ условий внешнего заимствования. Кроме того, привлеченные средства будут размещаться на депозитах в финансово-кредитных организациях, а также инвестироваться в ценные бумаги и финансовые инструменты других эмитентов.
Обслуживание государственного внешнего долга Кыргызской Республики будет проводиться своевременно и в полном объеме. В этой связи устанавливается нулевое значение по допущению просрочки платежей в обслуживании текущих обязательств по внешнему долгу.
Кабинет Министров Кыргызской Республики продолжит работу по реструктуризации и/или сокращению внешнего долга Кыргызской Республики в рамках доступных механизмов, включая операции по конверсии долга как в многостороннем, так и двустороннем форматах.
Глава 5. Внутренний долг
Привлечение государственных внутренних заимствований будет производиться посредством выпуска и размещения государственных ценных бумаг через рыночные механизмы ценообразования.
Кабинет Министров Кыргызской Республики в целях финансирования государственных программ оставляет за собой право привлечения государственных внутренних заимствований через нерыночные механизмы посредством выпуска казначейских обязательств.
Вместе с тем Кабинет Министров Кыргызской Республики будет поддерживать предложение долгосрочных государственных казначейских облигаций (со сроками обращения 10, 15 и 20 лет).
В случае необходимости Кабинет Министров Кыргызской Республики будет рассматривать привлечение средств на внутреннем рынке в иностранной валюте для финансирования инвестиционных проектов, которые в перспективе будут приносить экономическую выгоду.
Обслуживание государственного внутреннего долга Кыргызской Республики будет проводиться своевременно и в полном объеме. В этой связи устанавливается нулевое значение по допущению просрочки платежей в обслуживании текущих обязательств по внутреннему долгу.
Для достижения целей развития рынка государственных ценных бумаг операции по управлению государственным внутренним долгом будут осуществляться с соблюдением принципов прозрачности, простоты и ликвидности и предусматривать следующие меры:
— внедрение практики опубликования ежеквартального календаря эмиссии;
— проведение регулярных консультаций участников рынка государственных ценных бумаг.
Глава 6. Развитие инфраструктуры управления долгом
Переход на DMFAS позволит повысить эффективность управления долгом, обеспечить прозрачность отчетности и будет включать:
— обучение сотрудников Министерства финансов Кыргызской Республики применению новой платформы;
— полное тестирование и интеграция DMFAS для учета и анализа всех долговых обязательств государства;
— регулярное обновление данных в системе DMFAS и использование аналитических возможностей системы для принятия управленческих решений.
Глава 7. Выпуск государственных гарантий Кабинета Министров Кыргызской Республики
Кабинет Министров Кыргызской Республики разработает и утвердит необходимую нормативную правовую базу выпуска суверенных долговых гарантий, которая детальным образом определит цели, необходимые требования, ограничения, права и обязанности сторон, задействованных и участвующих в правоотношениях, связанных с выпуском суверенных долговых гарантий Кыргызской Республики.
Ключевым принципом выпуска суверенных долговых гарантий будет минимизация рисков и последствий для Кыргызской Республики как гаранта. Соответственно, положения и иные нормативные правовые документы, регулирующие выпуск государственных гарантий, будут основываться на оценке рисков заемщика при определении размера покрытия суверенной гарантией.
Допустимые совокупные объемы выпуска суверенных долговых гарантий будут определяться строго с учетом текущей и ожидаемой ситуации с устойчивостью долга Кыргызской Республики.
Глава 8. Устойчивость государственного долга Кыргызской Республики
В целях обеспечения устойчивости государственного долга Кыргызской Республики Кабинет Министров Кыргызской Республики будет регулярно контролировать размер, структуру и риски по государственному долгу и осуществлять дальнейшее совершенствование всех бюджетных индикаторов устойчивости и индикаторов устойчивости государственного долга в соответствии с установленными международными нормами.
Координация между соответствующими министерствами, государственным комитетом и административными ведомствами позволит гарантировать, что сумма и структура новых внешних и внутренних заимствований для финансирования реализации государственных инвестиционных проектов, поддержки бюджета и платежного баланса согласуются с целевыми показателями Стратегии.
Глава 9. Целевые количественные показатели
Мониторинг и оценка исполнения Стратегии будут производиться в соответствии со значениями количественных целевых показателей, представленных в таблице. Целевые показатели также будут выполнять функцию критериев или ориентиров при подготовке и реализации конкретных операций, связанных с управлением государственным долгом.