Чтобы не повторилась ситуация с «Азия Универсал банком», надзор НБКР по санкциям против банка должен принять меры, — экономист
Чтобы не повторилась ситуация с «Азия Универсал банком», надзор НБКР по санкциям против банка должен принять меры, — экономист
Ситуация с «Керемет банком», который 15 января 2025 года попал под санкции Министерства финансов США (OFAC), вызывает серьезные опасения для финансовой системы Кыргызстана. Такое мнение высказала экономист Нургуль Акимова.
Она напомнила, что банк обвиняется в содействии обходу международных санкций против России.
Это, как заявляет Акимова, ставит под угрозу не только его собственную деятельность, но и стабильность всего банковского сектора страны.
«Это прецедент на международном рынке. Если «Керемет банку» запретят использовать доллары, прекратят с ним корротношения банки из других стран, это станет риском для того, чтобы учреждения, занимающиеся финансовым посредничеством, могли беспрепятственно работать на международном рынке капиталов. Это также наносит репутационный ущерб для страны.
Я считаю, что в данной ситуации есть прямая ответственность Национального банка. Необходимо усиливать надзор и мониторинг и предпринимать меры, которые предупреждают подобного рода риски», — добавила она.
По ее словам, под аналогичные санкции попадали банки в Иране и Венесуэле. Они тоже заявляли, что будут оспаривать решение OFAC, но в итоге им это не удалось. Чаще всего такие решения принимаются на основе фактов, расследований. Крайне мало таких кейсов, когда попавшая под санкции компания могла оспорить решение по указу президента США.
«Да, это случилось, но это значит, что регулятору стоит пересмотреть свое отношение как лицензиара финансового рынка. Я напомню, что в 2009 году Кыргызстан попал в «серый список» ФАТФ. Тогда ФАТФ дал заключение о том, что все транзакции на международный рынок не будут проходить из-за того, что у нас был кейс с «Азия Универсал Банком» по выводу средств. Этот урок должен быть усвоен, система надзора должна принять действенные меры, чтобы мы не попали как страна в изоляцию с точки зрения финансовых потоков», — считает экономист.
По ее словам, финансовый регулятор должен активно разрабатывать стратегии для предотвращения экономических кризисов и минимизации рисков, связанных с внешними заимствованиями и зависимостью от внешнего финансирования», — добавила она.
Ситуация напоминает предыдущие кризисы, когда Кыргызстан сталкивался с международными санкциями и был вынужден адаптироваться к новым условиям, сказала Акимова.
«Опыт 2009-2011 годов показывает, что такие события могут привести к изоляции от мировых финансовых рынков и ухудшению экономической ситуации в стране.
В период с 2009 по 2011 годы Кыргызстан столкнулся с серьезными вызовами в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), что привело к включению страны в «серый список» ФАТФ.
В 2011 году была создана программа, направленная на улучшение национальной системы ПОД/ФТ, после того как Кыргызстан получил низкие оценки по 33 рекомендациям ФАТФ из 49», — сообщила экономист.
По ее мнению, для сдерживания обхода санкций и защиты финансовой системы Кыргызстана, регулятору и правительству следует принять следующие рекомендации:
- Создание эффективной системы мониторинга за экспортом товаров двойного назначения и других чувствительных товаров. Это включает внедрение обязательных деклараций для всех экспортируемых товаров и их тщательную проверку.
- Установление строгих правил для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, с обязательным уведомлением о всех сделках, связанных с товарами, которые могут подпадать под санкции.
- Сотрудничество с ФАТФ и другими международными организациями для обмена информацией о потенциальных нарушителях и схемах обхода санкций.
- Введение жестких мер ответственности для компаний и физических лиц, которые участвуют в обходе санкций. Это может включать штрафы, лишение лицензий или уголовное преследование.
- Создание черных списков компаний, уличенных в нарушении санкционных режимов, что позволит другим государственным органам ограничивать с ними сотрудничество.
- Установление обязательного раскрытия информации о бенефициарах всех юридических лиц, что позволит снизить риск использования подставных компаний для обхода санкций.