Нацбанк внес изменения в положение о классификации активов и отчислениях в резерв банков
Нацбанк внес изменения в положение о классификации активов и отчислениях в резерв банков
Национальный банк внес изменения в постановление «Об утверждении положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года.
Изменения коснулись пункта 4.2.5, из которого исключены слова: «(в национальной валюте)»:
4.2.5. Банк вправе создавать РППУ в размере от 0 до 2,5% по кредиту, обеспеченному гарантией/поручительством, выданной решением Кабинета Министров Кыргызской Республики, субъекту национальной экономики, в том числе в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны.
Положение о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает требования по классификации активов и забалансовых обязательств (далее — активы), а также по созданию соответствующих резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков (далее — РППУ) в целях регулирования и надзора и распространяется на все коммерческие банки и гарантийные фонды (далее — банки).
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 17 января 2024 года № 2024-П-12/1-3)
1.2. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-1)
1.3. Для своевременного покрытия потенциальных потерь и убытков, а также в целях определения реального финансового состояния и эффективности работы, банки обязаны постоянно проводить оценку качества своих активов и создавать РППУ.
1.4. Банки должны поддерживать РППУ на уровне, достаточном для покрытия возможных потерь активов. Основой для правильной оценки размера резерва является система классификации активов, которая должна быть разработана банком в соответствии с настоящим Положением.
Деятельность банка, при которой не обеспечивается адекватный уровень РППУ, Национальным банком Кыргызской Республики (далее по тексту Национальный банк) будет рассматриваться как ненадежная и нездоровая банковская практика, которая ставит под угрозу интересы вкладчиков.
1.5. Классификация активов является выражением различных степеней кредитного риска. Все активы несут в себе определенную степень риска потерь, которая варьируется в зависимости от различных факторов.
1.6. Кредитный риск может быть связан с финансовым состоянием клиента банка (далее — клиента), качеством залога, типом клиента по форме собственности, отраслевой принадлежностью, наличием и видами гарантий по активам и надежностью самих гарантов, оценкой выполнения ранее данных обязательств по активам банков, перспектив дальнейшего развития бизнеса клиента и другими потенциальными факторами.
Примечание: в целях настоящего Положения здесь и далее по тексту под «клиентом» банка понимают юридическое или физическое лицо, принимающее обязательства по возврату активов банка, перечисленных в пункте 1.7 настоящего Положения.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-1)
1.7. Банк обязан периодически проводить классификацию своего кредитного портфеля и других активов. К таким активам относятся:
— кредиты;
— активы, полученные в результате лизинга;
— долговые обязательства, приобретенные посредством факторинга;
— инвестиции в ценные бумаги и/или в капитал компании (в форме акций, финансового участия в капитале инвестируемой компании);
— межбанковские размещения;
— овердрафты, независимо от причины их возникновения;
— забалансовые обязательства (аккредитивы, гарантии, любое узаконенное обязательство по выдаче кредита, и другие);
— выдача кредита под условием обратного выкупа;
— прочая собственность, принятая в погашение актива;
— любые другие активы, не перечисленные выше, которые несут в себе риск невозврата.
Принимая во внимание специфику некоторых видов активов, для реструктуризированных кредитов, межбанковских размещений, инвестиций в ценные бумаги и/или капитал, забалансовых обязательств и прочей собственности банка, принятой в погашение актива, настоящее Положение определяет специальные требования для их классификации.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 июня 2010 года N 52/4)
1.8. Для осуществления классификации активов банки должны отслеживать и анализировать данные о движении денежных средств и оценивать способность клиента получить достаточный объем денежных средств для погашения актива. По условиям договора о предоставлении актива банк вправе периодически получать информацию о платежеспособности клиента (информацию о движении денежных средств), помимо обязательных ежеквартальных отчетов (балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках).
При этом отсутствие достоверной финансовой информации (например, не проверенных внешним аудитором балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках клиентов) и ее надлежащего анализа является серьезным недостатком. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики ответственность за полноту и достоверность предоставляемой банку отчетности и информации несет клиент. Тем не менее, банк, принимая на себя риски, связанные с предоставлением актива, должен проверять достоверность этих отчетов, как до момента предоставления актива, так и в последующем — до полного возврата средств банка.
1.9. Во внутренних документах банка по каждому виду актива, подлежащего классификации, должны быть определены ответственные лица/органы/структурные подразделения и порядок принятия ими решений по размеру соответствующих резервов на покрытие потенциальных убытков.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 декабря 2020 года № 2020-П-12/75-3)
2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
2.1. Кредитный риск — это риск неисполнения клиентами своих обязательств в соответствии со сроками и условиями договора.
2.2. Под просроченными активами банка подразумеваются те активы, по которым:
— основная сумма, учитываемая по балансу (включая частичные плановые платежи) не выплачиваются 30 дней и более;
— процентные платежи, просроченные на 30 и более дней;
— кредиты выдаются в виде овердрафтов или, если подобное финансирование осуществляется без установленного графика погашения, а проценты по ним не выплачены 30 и более дней.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
2.3. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
2.3-1. Под факторингом понимается финансирование под уступку денежного требования, когда одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 июня 2010 года N 52/4)
2.3-2. Контрактное финансирование представляет собой кредитный продукт в виде краткосрочного финансирования (до одного года) оборотного капитала для исполнения обязательств клиента по договору с контрагентами.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 июня 2015 года № 31/2)
2.4. Инвестиции банка в ценные бумаги и/или в капитал — вложения банка в долговые ценные бумаги, а также приобретение акций или финансовое вложение в капитал с целью получения выгоды в форме распределения результатов деятельности инвестируемой компании.
Вложения банковских средств в оборотные средства других компаний и участие в совместных проектах считаются кредитом.
2.5. Нерыночные инвестиции в ценные бумаги — это инвестиции в такие ценные бумаги, которые не котируются на рынке ценных бумаг, или рынок этих ценных бумаг не является развитым, эффективным, транспарентным и не позволяет определить справедливую стоимость этих ценных бумаг. При этом сделки с ценными бумагами могут носить эпизодический характер, а также отсутствует обширная, достоверная и легкодоступная для всех лиц информация о ценной бумаге.
Все остальные инвестиции в ценные бумаги являются рыночными.
2.6. Для унифицированной классификации качества активов и создания РППУ устанавливаются следующие категории:
А. Неклассифицированные активы:
1) нормальные,
2) удовлетворительные,
3) активы под наблюдением
В. Классифицированные активы:
4) субстандартные активы,
5) сомнительные активы,
6) активы, классифицируемые как потери.
3. Общие указания по классификации активов
3.1. При осуществлении классификации активов необходимо проводить анализ как состояния правоспособности и финансовой возможности клиента вернуть актив, так и изменения финансового состояния клиентов, их гарантов, а также анализировать качество залога и другие факторы.
3.2. Правильная классификация актива по одной из категорий зависит от полноты оценки финансового состояния клиента, от цели и условий актива, возможности его возврата. Чем дольше клиент владеет денежными средствами банка или имеет право по контракту получать средства (кредитные линии, обязательства, аккредитивы и т.д.), тем больше степень риска появления отрицательных тенденций. При анализе активов следует учитывать, что каждый актив имеет первичный и вторичный источник погашения. Первичным источником называют те денежные средства, необходимые для погашения актива, которые при нормальном развитии событий генерируются в процессе производства, оказания услуг, работ и т.д. Например, кредит под оборотный капитал погашается в процессе оборота товарно-материальных ценностей, кредит под урожай или экспортная ссуда — из средств, полученных от продажи товара, потребительская ссуда — из личного дохода. На случай, если с течением времени первичный источник погашения окажется недостаточным, или иными словами, не будет генерироваться необходимый поток денежных средств, достаточный для обеспечения выполнения своих обязательств, банк должен предусмотреть вторичные источники, такие как залог, поручительство и банковские гарантии.
3.3. При использовании вторичных источников следует учитывать, что это обычно влечет за собой задержку платежей, связанную с трудностью определения стоимости реализации залога, с судебными издержками и отсрочками. Эти факторы обычно приводят к тому, что конечная сумма платежа по долгу, полученная с привлечением вторичного источника, не соответствует ожиданиям.
3.4. Если банк полагается полностью на лицо, выступающее в качестве поручителя или гаранта, как на вторичный источник погашения, то банк должен иметь полную информацию о финансовом положении данного лица для оценки его способности погасить задолженность в случае необходимости. Если указанное лицо стало единственным источником погашения задолженности, при классификации должны быть учтены не только его платежеспособность, но и желание погасить гарантированный им актив, которое должно быть оформлено в соответствующем документе. Если информация о гаранте является недостоверной или вообще отсутствует, то такая гарантия не должна приниматься во внимание при классификации актива.
3.5. Значительное отклонение от первоначального источника погашения является достаточным основанием классификации так же, как и неконкретные условия погашения или просрочка актива. Однако не все просроченные активы могут быть подвергнуты классификации. Актив может быть просрочен, но если в то же время он имеет обеспечение заложенными в банке денежными средствами или государственными казначейскими векселями, которые еще не были погашены, то такой актив может быть признан неклассифицируемым.
3.6. Выраженное в письменной форме намерение и способность клиента выполнить свои обязательства согласно договору является первичным критерием оценки риска актива. Это подразумевает, что клиент должен иметь доходы или ликвидные активы, достаточные для уплаты процентов по активу и сокращения или погашения самой задолженности перед банком в соответствии с договоренностью в разумные и предсказуемые сроки.
3.6-1. При проведении классификации активов, предоставленных банком одному и тому же заемщику или группе связанных заемщиков необходимо учитывать классификацию, проведенную по каждому кредиту заемщика или группы связанных заемщиков, и классифицировать данные активы по категории классификации, присвоенной активу с наибольшей задолженностью, если эта классификация является наихудшей.
Аналогичный подход к классификации должен применяться банками, являющимися участниками банковской группы, то есть активы заемщика или группы связанных заемщиков, являющихся резидентами Кыргызской Республики, должны классифицироваться по категории классификации, присвоенной активу с наибольшей задолженностью, если эта классификация является наихудшей.
В случае наличия у заемщика (физического или юридического лица) нескольких активов в одном банке или внутри банковской группы банк вправе не применять наихудшую категорию классификации для всех активов, если наихудшая категория присвоена активу заемщика из-за ухудшения финансовых потоков и текущего финансового состояния клиента ввиду введенных режимов чрезвычайного положения и/или других форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) и связанных с ними ограничений, при документальном подтверждении их влияния. В данном случае банк может применять категорию классификации для каждого актива в отдельности в соответствии с характерными признаками категории.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11, 20 декабря 2023 года № 2023-П-12/80-4)
3.6-2. При проведении классификации кредитов банком должна быть учтена текущая кредитная дисциплина заемщика по любому другому кредиту, в случае, если у заемщика имеется непогашенная задолженность перед другими финансово-кредитными организациями. В связи с этим необходимо отслеживать наличие у клиента других кредитов и в других финансово-кредитных организациях на момент рассмотрения заявки, используя информацию, получаемую от клиента/заемщика, через кредитно-информационное бюро, или иным доступным способом в рамках законодательства Кыргызской Республики. В дальнейшем, в процессе мониторинга кредита, по которому не истек срок кредитного договора, не реже, чем 1 раз в полгода, клиент обязан предоставлять информацию о наличии кредитов в других финансово-кредитных организациях и о соблюдении им кредитной дисциплины по данным кредитам. При этом все финансово-кредитные организации обязаны предоставлять не позднее следующего рабочего дня по запросу заемщика информацию о получении кредита и о соблюдении кредитной дисциплины заемщиком для ее предоставления в другую финансово-кредитную организацию. Банк может получать информацию о других кредитах заемщиков и о его кредитной дисциплине иным доступным способом в рамках законодательства Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-1)
3.7. При проведении классификации необходимо руководствоваться определениями категорий классификации (выделенными по тексту жирным шрифтом) и опираться на здравые смысл и суждения для отнесения актива к той или иной категории классификации, не ограничиваясь только теми признаками, которые приведены в настоящем Положении.
3.8. В связи с возможными различными толкованиями определений категорий классификации вводятся количественные и качественные характеристики. Совокупность двух и более признаков определяет категорию классификации, если иное не установлено данным Положением.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 октября 2012 года N 41/10, 15 апреля 2015 года № 22/6)
3.9. Бухгалтерский учет РППУ должен осуществляться в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.
3.10. Контрактные отношения между банком и его клиентами, отраженные в соответствующих договорах, должны осуществляться на основании законодательства Кыргызской Республики.
3.11. Требования настоящего Положения охватывают лишь необходимый минимум критериев классификации активов, так как невозможно предусмотреть каждую конкретную ситуацию. Национальный банк и банки вправе, принимая за основу требования и критерии настоящего Положения, вводить дополнительные критерии оценки активов.
4. Неклассифицированные активы
4.1. Нормальные активы
4.1.1. Нормальными называются те активы, обеспечение по которым покрывает в полном объеме основную сумму актива и сумму процентной ставки, рассчитанную как произведение основной суммы актива и номинальной процентной ставки в годовом выражении согласно договору (например, основная сумма актива составляет 100 тыс. сом, а процентная ставка 10%, соответственно, покрытие должно составлять 110 тыс. сом). При этом данное обеспечение состоит из:
— государственных ценных бумаг Кыргызской Республики и нот Национального банка (далее — ГЦБ) (если срок погашения ГЦБ наступает до срока погашения актива, то банк должен в качестве залогового обеспечения принять денежные средства, полученные от погашения ГЦБ, либо принять в качестве обеспечения дополнительно аналогичный (аналогичные) ГЦБ);
— средств, находящихся на отдельном депозитном счете в этом банке. Под отдельным депозитным счетом понимают обособленный депозитный счет физического или юридического лица. Расчетный счет клиентов и корреспондентский счет банка не могут использоваться в качестве обеспечения;
— других ценных бумаг, включенных в листинги фондовых бирж Кыргызской Республики по наивысшей и следующей за наивысшей категорией листинга в соответствии с законодательством Кыргызской Республики (далее — другие ценные бумаги) при условии соблюдения минимальных требований, установленных Приложением 1 к настоящему Положению.
Нормальными также называются те активы, которые обеспечены как минимум на 100% от суммы актива залогом (в виде заклада), состоящим из золота в виде аффинированных мерных слитков, эмитируемых Национальным банком.
Примечание: Аффинированные мерные слитки — изготовленные и маркированные слитки из драгоценных металлов, эмитируемые (выпускаемые) Национальным банком или аффинажным предприятием, сертифицированным Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов, массой 1000 грамм и менее, с содержанием химически чистого основного металла не менее 99,95-99,99 процентов лигатурной массы слитка для золота и не менее 99,90 процентов лигатурной массы слитка для серебра/платины.
При этом должны выполняться следующие условия:
1) в договоре о предоставлении актива и договоре о залоге должно быть указано, что денежные средства на отдельном депозитном счете, ГЦБ и другие ценные бумаги являются обеспечением выданных банком средств, и банк вправе в безакцептном порядке обратить на них взыскание в случае неисполнения клиентом своих обязательств;
2) депозитный сертификат или депозитная книжка должны находиться на хранении в банке;
3) в договоре о залоге должно быть предусмотрено недопущение дальнейшего перезалога денежных средств на отдельном депозитном счете, ГЦБ и других ценных бумаг;
4) в любом случае в банке должны быть разработаны соответствующие процедуры и осуществляться внутренний контроль, обеспечивающие все процедуры, связанные с оформлением залога, и сохранность денежных средств, ГЦБ и других ценных бумаг до окончания срока, предусмотренного договором;
5) средства на депозите, обеспечивающие активы, должны быть в национальной валюте Кыргызской Республики, либо в валюте, свободно конвертируемой в кыргызские сомы, на основании общедоступных и достоверных котировок валют;
6) обязательное проведение еженедельной переоценки депозита, в случае, если в качестве обеспечения актива предоставлены денежные средства в валюте, отличной от валюты актива;
7) если по результатам переоценки стоимость залога уменьшилась, то банк обязан немедленно потребовать увеличения его стоимости в соответствие с требованиями настоящего Положения и обеспечить исполнение этого требования в течение 10 рабочих дней;
8) в случае если требования, указанные в подпунктах 1-7, не выполнены, то такой актив будет считаться не полностью обеспеченным, и он должен быть переведен в другую категорию классификации.
Банки могут классифицировать кредиты в национальной валюте как «нормальные активы» в случае, если они соответствуют требованиям, указанным в пункте 4.2. настоящего Положения, а также если они выданы в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Указом Президента/Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Банки могут классифицировать вновь выданные кредиты в долларах США как «нормальные активы» в случае, если они соответствуют требованиям, указанным в пункте 4.2. настоящего Положения, с формированием РППУ в размере от 0 до 2 процентов вне зависимости от структуры доходов в соответствии с внутренней политикой банка. При этом данные требования распространяются на льготные кредиты, выданные фондами развития, созданными в рамках межгосударственных (межправительственных) соглашений (далее — Фонд развития), в том числе по кредитам за счет средств, привлеченных и гарантированных Фондом развития от иных зарубежных финансовых институтов, включая ранее выданные кредиты, погашение которых будет осуществляться за счет финансирования из средств Фонда развития и предусматривает изменение первоначальных условий кредитного договора.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 26 декабря 2018 года № 2018-П-12/58-10, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-5, 15 сентября 2021 года № 2021-П-12/51-1, 31 марта 2022 года № 2022-П-12/19-4, 21 декабря 2022 года № 2022-П-12/81-8, 25 сентября 2024 года № 2024-П-12/46-3)
4.1.2. Банк может классифицировать часть актива, обеспеченную гарантией гарантийного фонда, лицензируемого и регулируемого в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, как «нормальный актив», при одновременном соблюдении всех следующих условий:
— более 50% активов гарантийного фонда являются безрисковыми активами на день выдачи гарантии;
— объем активов, обеспеченных гарантией гарантийного фонда, не должен превышать суммы высоколиквидных активов гарантийного фонда более чем в два раза.
В целях настоящего пункта под «безрисковыми активами» необходимо понимать ценные бумаги Кабинета Министров Кыргызской Республики и Национального банка, а также срочные депозиты, размещенные в банках, соответствующие следующим условиям:
— наличие значительной доли государственного участия и/или доли участия органов государственной власти Кыргызской Республики со специальным статусом;
— отсутствие ограничений в перечне разрешенных банковских операций в национальной и/или иностранной валютах;
— соблюдение экономических нормативов и требований;
— отсутствие введенных специальных режимов.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 19 мая 2021 года № 2021-П-12/25-3, 21 декабря 2022 года № 2022-П-12/81-8)
4.1.3. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 15 сентября 2021 года № 2021-П-12/51-1)
4.2. Удовлетворительные активы
4.2.1. Удовлетворительные активы — это такие активы, по которым генерируется необходимый поток денежных средств, достаточный для обеспечения выполнения клиентом своих обязательств, а также активы, с которым по состоянию на текущий момент не связана степень риска, превышающая нормальную банковскую практику.
4.2.2. Характерными признаками, при проявлении которых актив можно считать удовлетворительным, являются:
— генерирование достаточного потока денежных средств для обслуживания долга;
— финансовое состояние клиента удовлетворительное;
— предприятие клиента является стабильным, хорошо капитализированным;
— погашение задолженности производится своевременно;
— имеется имущественное обеспечение, на которое может быть обращено взыскание и/или гарантия/поручительство, соответствующее требованиям пункта 30 Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики»;
— клиент имеет значительную и хорошую кредитную историю (не допускал задержек в платежах, выполнял все свои обязательства в установленные сроки и др.);
— изменение первоначальных условий договора по кредиту путем перевода валюты данного кредита из иностранной валюты в национальную в случае, если этот кредит ранее не входил в категорию «классифицированных кредитов».
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 апреля 2015 года № 22/7, 27 апреля 2016 года № 19/6, 24 апреля 2019 года № 2019-П-12/22-4, 15 сентября 2021 года № 2021-П-12/51-1)
4.2.3. Банк должен классифицировать кредит в иностранной валюте (кроме валют стран-членов ЕАЭС) как минимум как «актив под наблюдением» с формированием РППУ в размере 5 процентов в случае, если у заемщика доля доходов в иностранной валюте (кроме валют стран-членов ЕАЭС) в общем объеме его совокупных доходов составляет более 75 процентов.
Примечание: Список стран-членов Евразийского экономического союза: http://www.eaeunion.org/.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2016 года № 19/6, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-1, 20 декабря 2023 года № 2023-П-12/80-4)
4.2.4. Банк может создать РППУ в размере 1% по кредиту в иностранной валюте (за исключением кредитов, выдаваемых за счет средств Фонда развития) вне зависимости от структуры дохода заемщика, в случае если эффективная процентная ставка на момент выдачи кредита ниже на 2 процентных пунктов от средневзвешенной процентной ставки по выданным кредитам в иностранной валюте, публикуемой Национальным банком.
Примечание: Информация о средневзвешенной процентной ставке по кредитам в иностранной валюте размещена на официальном сайте Национального банка: www.nbkr.kg.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-1)
4.2.5. Банк вправе создавать РППУ в размере от 0 до 2,5% по кредиту, обеспеченному гарантией/поручительством, выданной решением Кабинета Министров Кыргызской Республики, субъекту национальной экономики, в том числе в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 5 июля 2024 года № 2024-П-12/28-2, 4 декабря 2024 года № 2024-П-12/64-3-(НПА))
4.3. Активы под наблюдением
4.3.1. Активами под наблюдением называются активы, по которым замечаются определенные негативные тенденции, достаточно ясно показывающие, что если по подобным активам не будут приняты меры, то в скором времени возможно ухудшение их качества.
4.3.2. Характерными признаками, при проявлении которых актив можно считать активом под наблюдением, являются:
— неполное обеспечение актива, в остальном имеющего все характеристики, присущие удовлетворительным активам, либо обеспечение в рамках контрактного финансирования (например, право требования по финансируемому контракту, дебиторская задолженность и т.д.);
— просроченность возврата по основной сумме и/или процентам, на срок не более 30 (тридцати) дней;
— невозможность для банка проводить мониторинг залога из-за недостаточной документации, либо из-за отсутствия экспертов по его оценке;
— намечающееся уменьшение ликвидности залога (снижение цен, падение курса валюты) либо появление тенденции ухудшения финансового состояния гаранта/поручителя (если актив обеспечен гарантией/поручительством);
— появление тенденций к ухудшению финансового состояния клиента;
— изменение рыночных условий, которые могут повлиять на возврат актива;
— повторное изменение условий договора по кредиту путем перевода валюты данного кредита из иностранной валюты в национальную в случае, если этот кредит ранее не входил в категорию «классифицированных кредитов» и при этом, если данное изменение не связано с ухудшением финансового состояния клиента.
При первоначальной реструктуризации актив, который обладал признаками неклассифицированных активов, классифицируется банком как «актив под наблюдением.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
4.3.3. Банк должен классифицировать кредит в иностранной валюте (кроме валют стран-членов ЕАЭС) как минимум как «актив под наблюдением» с формированием РППУ в размере 10 процентов в случае, если у заемщика доля доходов в иностранной валюте (кроме валют стран-членов ЕАЭС) в общем объеме его совокупных доходов составляет от 50 до 75 процентов.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 декабря 2023 года № 2023-П-12/80-4)
4.3.4. Банк должен классифицировать кредит в иностранной валюте (кроме валют стран-членов ЕАЭС) как минимум как «субстандартный» с формированием РППУ в размере 15 процентов в случае, если у заемщика доля доходов в иностранной валюте (кроме валют стран-членов ЕАЭС) в общем объеме его совокупных доходов составляет менее 50 процентов.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 декабря 2023 года № 2023-П-12/80-4)
4.3.5. В случае если график погашения действующего кредита предусматривает погашение основной суммы не на ежемесячной основе, а срок погашения кредита составляет более двух лет (с 20 января 2016 года) и при этом, погашение более 80% основной суммы предусмотрено по истечению:
— 3/4 от общего срока кредита, при этом общий срок кредитного периода менее 3 лет;
— 1/2 от общего срока кредита, при этом общий срок кредитного периода более 3 лет;
то такие кредиты, при условии, что не наблюдается ухудшения качества актива, необходимо классифицировать как «актив под наблюдением», с формированием РППУ в размере 15%, за исключением кредитов:
— выданных по целевым государственным программам Кабинета Министров Кыргызской Республики, предусматривающим предоставление льготного периода погашения кредита;
— межбанковских размещений, в том числе кредиты, выданные микрофинансовым организациям;
— относящихся к категории «классифицированных» активов;
— на сумму менее 1% от ЧСК в совокупности выданных одному заемщику.
После вступления в силу данной нормы все кредиты, в том числе все транши, выданные в рамках одной кредитной линии, выданные до вступления в силу данной нормы, должны классифицироваться согласно вышеуказанному требованию.
Также исключением из данного подпункта являются льготные кредиты, выданные в рамках Фонда развития, а также кредиты, выданные под гарантию Фонда развития, согласно подпункту 4.1.1. настоящего Положения.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 июля 2016 года № 29/5, 24 апреля 2019 года № 2019-П-12/22-4, 21 декабря 2022 года № 2022-П-12/81-8)
5. Классифицированные активы
5.1. Субстандартные активы
5.1.1. Субстандартные активы недостаточно защищены платежеспособностью клиента и/или залоговым обеспечением, если таковое существует, и имеют четко определенные недостатки (недостаток) или слабые стороны, которые несут в себе риск неполного погашения актива. В том случае, если недостатки не будут исправлены, то существует вероятность, что банк понесет некоторые потери.
5.1.2. Характерными признаками, при проявлении которых актив можно считать субстандартным, являются:
— просроченная задолженность по плановым платежам от 30 до 90 дней;
— (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
— недостаточные денежные потоки для оплаты задолженности;
— наличие у заемщика — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, просроченной задолженности более 30 дней по основной сумме и/или процентам по любому другому кредиту, за исключением кредитов, выданных по целевым государственным программам Кабинета Министров Кыргызской Республики, в данном банке и/или другой финансово-кредитной организации;
— наличие просроченной задолженности по основной сумме и/или процентам более 60 дней по кредиту супруга(и), родителей и детей заемщика — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, перед данным банком и/или другими финансово-кредитными организациями, за исключением кредитов, выданных им по целевым государственным программам Кабинета Министров Кыргызской Республики, при условии, что источник погашения всех вышеуказанных кредитов один и тот же. При этом под одним и тем же источником погашения кредитов понимается совокупный доход вышеуказанных лиц, учтенный финансово-кредитной организацией при принятии решения о выдаче кредита, включая доход от предпринимательской деятельности.
Примечание: Признаки, указанные в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, не распространяются на овердрафты в рамках зарплатных проектов.
— (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
(абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
(абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
— снижение стоимости залога, ухудшение его качества, залог становится труднореализуемым либо появление тенденции ухудшения финансового состояния гаранта/поручителя (если актив обеспечен гарантией/поручительством).
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 18 мая 2012 года N 19/7, 31 октября 2012 года N 41/10, 22 февраля 2017 года № 6/4, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-1, 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11, 21 декабря 2022 года № 2022-П-12/81-8)
5.1.3. В случае если график погашения вновь выданного кредита предусматривает погашение основной суммы не на ежемесячной основе и, при этом, погашение более 80% основной суммы предусмотрено по истечению:
— 3/4 от общего срока кредита, при этом общий срок кредитного периода менее 3 лет;
— 1/2 от общего срока кредита, при этом общий срок кредитного периода более 3 лет;
то такие кредиты необходимо классифицировать как «субстандартный», с формированием РППУ в размере 25%, за исключением кредитов:
— выданных по целевым государственным программам Кабинета Министров Кыргызской Республики, предусматривающим предоставление льготного периода погашения кредита;
— межбанковских кредитов, в том числе кредиты, выданные микрофинансовым организациям;
— на сумму менее 1% от ЧСК в совокупности выданных одному заемщику.
После вступления в силу данной нормы все вновь выданные кредиты, в том числе все транши, выданные в рамках одной кредитной линии, должны классифицироваться согласно вышеуказанному требованию.
Также исключением из данного подпункта являются льготные кредиты, выданные в рамках Фонда развития, согласно подпункту 4.1.1. настоящего Положения.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 июля 2016 года № 29/5, 21 декабря 2022 года № 2022-П-12/81-8)
5.1.4. Актив должен классифицироваться как «субстандартный» при просроченной задолженности 90 дней. При этом качественные признаки такого актива не могут улучшать категорию классификации актива, за исключением активов, имеющих залоговое обеспечение согласно пункту 4.1 Положения.
Актив, полностью обеспеченный поручительством/гарантией, необходимо классифицировать как «субстандартный» при наступлении 60-го дня просроченности по платежам, то есть до наступления срока, указанного в настоящем пункте данного Положения.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4, 24 апреля 2019 года № 2019-П-12/22-4)
5.1.5. Если по реструктуризированному активу, который был классифицирован как «актив под наблюдением» возникли просроченные платежи более чем на 30 дней и/или актив реструктуризирован второй раз в течение 1 (одного) года, то такой актив должен классифицироваться как «субстандартный».
При этом, если данный «субстандартный» актив обеспечен залогом в виде недвижимости как минимум на 120% от суммы актива, то банк может формировать РППУ в размере 15%.
В случае если по данному активу состояние залога в виде недвижимости ухудшилось и/или его стоимость снизилась до уровня ниже 120% от суммы актива или по активу возникла просроченная задолженность по основной сумме и/или процентам более 90 дней, то банк, как минимум, должен увеличить размер РППУ до 25% с момента выявления вышеуказанных фактов.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
5.2. Сомнительные активы
5.2.1. Активы данной категории имеют такие же недостатки, как и субстандартные, но, кроме того, они имеют дополнительные проблемы, которые в совокупности с другими недостатками, делают возможность погашения задолженности, на основе известных фактов и условий, довольно сомнительной и маловероятной. Возможность потерь от сомнительных активов очень велика, но из-за некоторых важных специфических ожидаемых факторов, которые могут укрепить актив, его классификация как предполагаемых потерь может быть отсрочена до определения более точного статуса.
5.2.2. Характерными признаками, при проявлении которых актив можно считать сомнительным, являются:
— просроченная задолженность по основной сумме и/или процентам составляет от 90 до 180 дней;
— (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
— финансовое состояние клиента серьезно ухудшилось (либо клиент находится на грани банкротства);
— состояние залога плохое или он отсутствует;
— ухудшение финансового состояния поручителя/гаранта и/или контрагента клиента, получившего кредит в рамках контрактного финансирования;
— зависимость выплаты задолженности, в основном, от реализации залога:
а) недвижимое имущество — не позднее 365 дней;
б) движимое имущество — не позднее 120 дней
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 10 июня 2015 года № 31/2, 22 февраля 2017 года № 6/4, 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
5.2.3. Актив должен классифицироваться как «сомнительный» при просроченной задолженности 180 дней. При этом качественные признаки такого актива не могут улучшать категорию классификации актива, за исключением активов, имеющих залоговое обеспечение согласно пункту 4.1 Положения.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
5.3. Активы, классифицированные как потери
5.3.1. Активы, классифицированные как потери, считаются трудно взимаемыми и имеют такую маленькую реальную стоимость, что на балансе банка они учитываются по нулевой стоимости. После исчерпания всех юридических возможностей возврата таких активов, они учитываются внесистемно не менее пяти лет на случай возможного погашения задолженности.
5.3.2. Признаками, по которым актив относится к потерям, могут быть:
— просроченная задолженность на 180 и более дней;
— (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
— отсутствие залога или невозможность его продажи из-за отсутствия рынка;
— неспособность, отказ клиента погасить задолженность либо высказывание намерения оплаты, но без осуществления реального погашения, и отсутствие вторичного источника для погашения актива, неспособность/отказ поручителя/гаранта и/или контрагента клиента, получившего кредит в рамках контрактного финансирования, от исполнения своих обязательств;
— нежелание клиента сотрудничать с банком либо отсутствие клиента;
— прекращение работы бизнеса клиента либо объявление его банкротом;
— предоставление активов субъектам оффшорных зон, перечень которых определяется уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 апреля 2015 года № 22/7, 10 июня 2015 года № 31/2, 22 февраля 2017 года № 6/4, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-1, 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11, 15 сентября 2021 года № 2021-П-12/51-1)
5.3.3. Актив должен классифицироваться как «потери» при просроченной задолженности 360 дней, при этом качественные признаки такого актива, при его классификации, не применяются, за исключением активов, имеющих залоговое обеспечение согласно пункту 4.1 Положения.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
5.3.4. Активы, к которым применимы имущественные права (право владения, и/или пользования, и/или распоряжения), должны классифицироваться как «потери», если вероятность дальнейшего сохранения банком имущественного права на них очень низкая.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
5.4. Перевод классифицированных активов в категорию неклассифицированных осуществляется только при выполнении следующих условий:
— отсутствия просроченных сумм;
— своевременной полной оплаты последних трех взносов согласно графику.
При погашении всей просроченной задолженности активы, классифицированные как «сомнительные» или «потери», переводятся в категорию «субстандартные».
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-1)
6. Отдельные случаи классификации
(Наименование раздела в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 октября 2012 года N 41/10)
6.1. В некоторых случаях один актив может быть классифицирован по двум категориям классификации, т.е. может использоваться разделение классификации.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
6.2. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
6.3. Кредит, процентная ставка которого на момент выдачи превышает предельно допустимую процентную ставку, установленную Законом Кыргызской Республики «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике», должен быть классифицирован в соответствии с Порядком применения специальной классификации кредитов, отвечающих определенным критериям, утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 2 марта 2006 года № 5/6.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 декабря 2023 года № 2023-П-12/80-4)
7. Классификация реструктуризированных кредитов
(Раздел
в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
7.1. Реструктуризированные кредиты — это кредиты, по которым банк предоставляет клиенту преференции (послабления) в индивидуальном порядке, путем изменения условий договора (с обязательным заключением нового договора или дополнительного соглашения к кредитному договору), отличающихся от обычной практики кредитования банка. При этом изменение процентной ставки и/или срока кредита до погашения суммы основного долга/процентов приводят к изменению ожидаемых будущих денежных потоков.
Реструктуризация представляет собой:
— изменение условий действующего кредитного договора в связи с ухудшением финансового состояния клиента путем предоставления более благоприятных условий клиенту по погашению кредита, отличающихся от практики банка;
— полное или частичное рефинансирование актива, когда заемщик использует предоставленный банком кредит для погашения другого кредита (задолженность по основной сумме или процентов по нему) при условии, что должник испытывает финансовые трудности;
— изменение условий договора путем частичного списания основной суммы кредита.
Изменение первоначальных условий договора по кредиту и его рефинансирование, не связанные с ухудшением финансового состояния клиента, не являются реструктуризацией кредита (например, перевод валюты кредита из иностранной в национальную и другие).
В случае если изменение первоначальных условий договора по кредиту и/или полное либо частичное рефинансирование кредита не связано с ухудшением финансового состояния заемщика, банк должен указать в решении Кредитного комитета/уполномоченного органа причину изменений условий договора и/или рефинансирования кредита с приложением подтверждающих документов и аналитических данных банка.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4, 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
7.2. Показателями возникновения финансовых затруднений у клиента по реструктуризированному активу, могут являться следующие обстоятельства:
— неклассифицированный кредит, по которому была произведена реструктуризация, и по которому полностью или частично имелись просроченные платежи более чем на 30 дней, по меньшей мере 1 раз в течение последних 3 месяцев или;
— по рефинансированному кредиту, в случаях, когда клиент не производил выплаты основной суммы или процентов по параллельному кредиту в данном банке, полностью или частично более чем на 30 дней, по крайней мере 1 раз в течение последних 3 месяцев до рефинансирования вышеуказанного кредита.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
7.3. Реструктуризация может применяться в отношении как классифицированных, так и неклассифицированных активов.
При каждой повторной реструктуризации актива банк должен ухудшить его классификацию на одну категорию. При этом банк при повторной реструктуризации может сохранить категорию классифицированного актива на прежнем уровне в случае выполнения следующих требований:
— банком проведен тщательный анализ финансового состояния заемщика (с соответствующими расчетами, финансовыми показателями), с документальным подтверждением приведенных расчетов;
— банк может продемонстрировать (на основе разумных, документально подтвержденных финансовых данных) возможность для заемщика осуществлять платежи по предлагаемому плану реструктуризации;
— льготный период по погашению основной суммы не превышает 6 месяцев (9 месяцев — для кредитов, выданных на развитие сельского хозяйства);
— клиенту ранее не предоставлялась реструктуризация или последняя реструктуризация была более 1 (года) года назад.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4, 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
7.4. При выполнении условий пункта 7.6 Положения банк может улучшить классификацию реструктуризированного актива на одну категорию только в последовательном порядке.
Например, актив, классифицированный в категории «потери» после реструктуризации может быть переведен только в категорию «сомнительные».
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
7.5. Внесение изменений в кредитный договор, когда заемщик испытывает финансовые трудности, путем частичного погашения задолженности по кредиту за счет реализации заложенного имущества по данному кредиту, должно рассматриваться в качестве реструктуризации кредита.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2017 года № 6/4)
7.6. Банк может перевести реструктуризированный актив на одну категорию классификации в сторону улучшения, когда будут выполнены все следующие условия:
— отсутствие просроченных сумм;
— своевременная оплата основной суммы и начисленных процентов по графику в течение 3 последних месяцев — в случае осуществления ежемесячных аннуитетных платежей; в течение 6 последних месяцев — в случае осуществления ежеквартальных равномерных платежей по основной сумме;
— в случае, если по графику срок между платежами превышает 3 месяца — своевременная оплата не менее трех последних платежей, включающих равномерное погашение основной суммы и начисленных процентов;
— своевременная оплата основной суммы и начисленных процентов по графику в течение последних 12 месяцев с даты проведения реструктуризации (выполнение данного условия обязательно для перевода активов в категорию «нормальные» или «удовлетворительные»);
— заемщиком после реструктуризации погашено не менее 10% остатка основной суммы кредита на момент принятия решения о реструктуризации (выполнение данного условия обязательно для перевода активов в категорию «субстандартные» и «сомнительные»);
— заемщик не имеет обстоятельств, которые могут привести к невыполнению обязательств по погашению активов.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
7.7. РППУ по реструктуризированным кредитам создается на сумму основного долга за минусом дисконта.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-1)
7.8. Банк вправе не ухудшать категорию классификации актива при его реструктуризации в связи с ухудшением финансовых потоков и текущего финансового состояния заемщика ввиду введенных режимов чрезвычайного положения и/или других форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) и связанных с ними ограничений при документальном подтверждении влияния ситуации на деятельность заемщика.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 декабря 2023 года № 2023-П-12/80-4)
8. Классификация межбанковских размещений
8.1. Необеспеченные межбанковские размещения (включая межбанковские кредиты, корреспондентские счета и др.) со сроком погашения не более 30 дней классифицируются с учетом следующего:
— межбанковские размещения, просроченные на срок от 2 до 10 дней, классифицируются как субстандартные;
— межбанковские размещения, просроченные на срок от 10 до 30 дней, классифицируются как сомнительные;
— межбанковские размещения, просроченные более 30 дней, классифицируются как потери.
8.2. Для целей п.8.1 классификации подлежит вся сумма денежных средств на корреспондентском счете, а началом исчисления просроченности по корреспондентским счетам является дата требования перевода денежных средств.
8.3. Межбанковские размещения, обеспеченные залогом, и/или со сроком погашения более 30 дней, классифицируются в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Положения.
9. Классификация прочей собственности банка, принятой в погашение актива
9.1. После первоначального признания в балансе, прочая собственность банка, принятая в погашение актива, классифицируется как «субстандартный» актив, за исключением случаев, когда банком на баланс принимается нежилое имущество, которое являлось обеспечением по классифицированному кредиту. Такому объекту прочей собственности должна быть присвоена категория классификации кредита, по которому нежилое имущество являлось обеспечением на момент принятия банком залогового имущества на баланс.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 декабря 2020 года № 2020-П-12/75-3)
9.2. Прочая собственность банка, принятая в погашение актива, классифицируется как потери, если она не продана по истечении следующих сроков:
а) одного года — для движимого имущества;
б) трех лет с момента возникновения права собственности — для недвижимого имущества, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, сроки по которым устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 октября 2015 года № 64/5, 22 февраля 2017 года № 6/4)
9.3. При составлении финансовой отчетности, по мере необходимости, но не реже одного раза в год, банк должен оценивать залог на предмет ухудшения его стоимости в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.
10. Классификация инвестиций в ценные бумаги и/или в капитал компании
10.1. Все инвестиции банка в ценные бумаги и/или в капитал компании подразделяют на:
1) инвестиции в долговые ценные бумаги;
2) инвестиции в капитал компании (в форме акций, финансового участия в капитале инвестируемой компании).
10.2. Все инвестиции в ценные бумаги и/или капитал, отражаемые на балансе, должны оцениваться на предмет их качества в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, требованиями настоящего Положения и на основе представленной банком документации.
10.3. Банк должен иметь финансовую отчетность (квартальную и годовую, при этом годовая отчетность должна быть заверена независимым аудитором) и другую информацию об инвестируемой компании и/или эмитенте ценных бумаг. Наличие вышеуказанной отчетности не является доказательством того, что банк изучил эмитента ценной бумаги. Банк должен на основе представленных отчетов проводить соответствующий анализ.
10.4. Для целей настоящего Положения инвестиции банка в ценные бумаги и/или капитал компании подразделяются на рыночные и нерыночные.
10.5. Рыночные ценные бумаги не подлежат классификации, если банк сможет представить соответствующую достоверную документацию о том, что рынки, на которых они котируются, и сам рынок этих ценных бумаг является развитым, эффективным, транспарентным, что позволяет определить справедливую стоимость этих ценных бумаг.
Не подлежат классификации другие ценные бумаги, включенные в листинги фондовых бирж Кыргызской Республики по наивысшей и следующей за наивысшей категорией листинга при условии соблюдения минимальных требований, установленных Приложением 1 к настоящему Положению.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 24 февраля 2010 года N 3/8, 26 мая 2010 года N 36/4)
10.6. Нерыночные инвестиции в ценные бумаги и/или капитал компании классифицируются, как минимум, как сомнительные в случае отсутствия информации об инвестируемой компании, включая финансовую отчетность, анализ будущих потоков денежных средств, положение на рынке, бизнес-план компании и другую информацию, которая позволит оценивать качество этих инвестиций.
Нерыночные инвестиции в ценные бумаги классифицируются, как минимум, как «актив под наблюдением» с созданием РППУ в размере от 5% до 15% в случае наличия информации об инвестируемой компании, ее финансовой отчетности и если проведен анализ будущих потоков денежных средств, положения компании на рынке, бизнес-плана компании, а также другой информации, которая позволит оценить качество этих инвестиций с документальным подтверждением.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 12 апреля 2024 года № 2024-П-12/17-3)
10.6-1. Банк может классифицировать инвестиции в долговые ценные бумаги проектного финансирования и исламские ценные бумаги проектного финансирования эмитентов-резидентов Кыргызской Республики как активы под наблюдением в случае выполнения требований к ценным бумагам, изложенных в пункте 25 Положения «О работе банков с ценными бумагами», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 14 сентября 2011 года № 52/4, при этом под проектным финансированием понимается комплекс мероприятий и документов, предусматривающих практическую реализацию инвестиций до достижения заданного результата (создание, строительство и производство новых активов: зданий, сооружений и др. активов) за определенный период времени, осуществляемых на основании инвестиционного соглашения.
В случае делистинга ценной бумаги, появления тенденций к ухудшению финансового состояния эмитента/оригинатора, проблем с должностными лицами эмитента/оригинатора или изменения рыночных условий, которые могут повлиять на исполнение эмитентом/оригинатором своих обязательств, банк должен классифицировать данный актив как «сомнительный».
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-5)
10.7. В случае объявления эмитента/оригинатора неплатежеспособным такие инвестиции должны автоматически классифицироваться как потери.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-5)
10.8. Ценные бумаги центральных банков и правительств обычно не подвергаются классификации, но, тем не менее, банк должен представить соответствующую информацию о том, что центральные банки и правительства этих стран платежеспособны, а ценообразование этих ценных бумаг транспарентно. Например, подтверждение рейтинга долгосрочной кредитоспособности, присвоенного рейтинговым агентством Moody’s Investors Servise (США), или другую финансовую информацию.
Примечание: Эквивалентный рейтинг, который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poors (США), или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Ratings Service (DBRS) и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики».
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-1, 12 апреля 2024 года № 2024-П-12/17-3)
10.9. РППУ по инвестициям в ценные бумаги и/или капитал компании создается на сумму основного долга за минусом дисконта и размера ухудшения стоимости.
10.10. При наличии разногласий в вопросе отнесения актива к той или иной категории классификации между банком и проверяющими инспекторами банковского надзора, в обязанность банка входит представление соответствующего анализа и доказательства правильности своей классификации.
11. Классификация трансграничных кредитов и кредитов, которые обеспечены залогом, находящимся за пределами Кыргызской Республики
(Глава
в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 12 октября 2012 года N 40/3)
11.1. Трансграничные кредиты и кредиты, которые обеспечены залогом, находящимся за пределами Кыргызской Республики, банк должен классифицировать как минимум как «активы под наблюдением».
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 апреля 2015 года № 22/7)
11.2. В случае если залоговое обеспечение по кредиту, находящиеся за пределами Кыргызской Республики, составляет более 50% от общей стоимости залогового обеспечения, то такой кредит классифицируется как минимум как «актив под наблюдением».
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 апреля 2015 года № 22/7)
12. Классификация забалансовых обязательств
12.1. Классификация забалансовых обязательств производится аналогично классификации активов банка согласно требованиям настоящего Положения.
12.2. Забалансовые обязательства подвергаются классификации в зависимости от:
— наступления у банка вероятности юридического выполнения своих обязательств по этим забалансовым обязательствам;
— вероятности того, что клиент воспользуется этим обязательством;
— наличия залога;
— других факторов.
12.3. К «потерям» относятся забалансовые и условные обязательства, которые могут привести к выполнению обязательств банком перед клиентами или третьими лицами в будущем, т.е. к оттоку денежных средств, вследствие следующих событий:
— внутреннее мошенничество;
— внешнее мошенничество;
— причинение ущерба материальным активам банка (например, вследствие пожара, стихийных бедствий, актов терроризма, вандализма и т.д.).
По мере восстановления банку ущерба, причиненного в результате указанных событий, банк снижает размер забалансового обязательства и РППУ по нему на сумму возмещения без изменения категории классификации.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-11)
13. Резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков
13.1. Резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков создается за счет расходов банка и является контр-счетом к соответствующей категории активов. Каждый банк обязан создавать следующие резервы:
— РППУ по кредитам, долговым обязательствам, приобретенным посредством факторинга, и лизингам;
— РППУ по инвестициям в ценные бумаги и/или капитал, и другим активам, отличным от кредитов, долговых обязательств, приобретенных посредством факторинга, и лизингов;
— РППУ по прочей собственности банка, принятой в погашение актива.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 июня 2010 года N 52/4)
13.2. Резерв по забалансовым обязательствам является обязательством банка.
13.3. РППУ подразделяется на две части — общие и специальные резервы. Общие резервы создаются по неклассифицированным активам, специальные резервы — по классифицированным активам банка.
13.4. Национальный банк устанавливает следующие размеры отчислений в РППУ по активам:
Общие резервы
Специальные резервы
Нормальные
0%
Субстандартные
15/25%;
Удовлетворительные
1/2/2,5%
Сомнительные
50%;
Активы под наблюдением
5/10/15%
Потери
100%.
По «удовлетворительным» активам банк должен формировать РППУ в размере 2%, за исключением активов, указанных в подпункте 4.2.4 пункта 4.2 настоящего Положения, по которым размер РППУ должен составлять 1%.
По «активам под наблюдением» банк должен формировать РППУ в размере 5%, за исключением активов, указанных в подпункте 4.3.3 пункта 4.3 настоящего Положения, по которым размер РППУ должен составлять 10%.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 декабря 2023 года № 2023-П-12/80-4)
13.5. После подсчета размеров всех требуемых отчислений, они суммируются по каждому виду резерва, и определяются общие требуемые размеры отчислений в РППУ. Эти суммы сравниваются с суммой текущих размеров РППУ по балансу. В случае недостатка текущего размера РППУ по балансу, банки должны привести его в соответствие к рассчитанному требуемому размеру РППУ до конца отчетного месяца. Банк может создавать дополнительное отчисление в РППУ только при условии, что он сможет привести доказательства необходимости данной меры.
13.6. При оценке размера РППУ банк обязательно должен рассмотреть следующее:
— исторические потери;
— тенденции в неплатежах по обязательствам и по активам, по которым прекращено начисление процентов. Банк должен организовать учет и вести отчетность, которые реально показывают тенденции, наблюдаемые по потерям, неплатежам по обязательствам и активам;
— тенденции в классифицированных активах. Их следует рассматривать в отношении к размеру активов банка и капитала;
— экономические условия. Ухудшение экономических условий обычно означает, что клиенты банков будут испытывать трудности, которые могут повлиять на их способность выплачивать активы и тем самым увеличиваются потенциальные потери;
— сосредоточение активов в определенном секторе промышленности, отрасли экономики или географической местности;
— другие факторы, которые, по мнению банка, влияют на качество активов.
13.7. Адекватность РППУ во многом зависит от систематической оценки активов банка. Каждый банк должен разработать систему проверки адекватности своих активов. Такая проверка должна фокусироваться не только на качестве активов, но и на кредитной политике банка в целом. Проверка может быть произведена как за счет внутренних ресурсов банка, так и с помощью привлеченных внешних экспертов. Какой бы вариант ни был выбран, проверяющее лицо должно быть опытным и независимым от отдела кредитования. Это означает, что проверяющему лицу должна быть предоставлена полная свобода действия при осмотре любого актива и в отчете должны быть указаны все недостатки, обнаруженные в ходе проверки. Отчет о проверке должен представляться Совету Директоров и Председателю Правления банка.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 октября 2012 года N 41/10)
13.8. Классификация активов и расчет РППУ должны производиться банком ежемесячно, по состоянию на последний день месяца, включительно. Каждый банк обязан производить регулярную проверку кредитов и других активов в зависимости от объема активов, а также адекватности РППУ. Неправильное указание размера РППУ (преувеличенное или уменьшенное) приводит к неверному отражению финансового состояния банка в отчетах и расценивается как искажение отчетности.
13.9. Каждый банк должен разработать пакет документов, содержащих политику банка в отношении анализа и классификации активов, методологии и исходных положений о формировании и отчислениях в РППУ, о порядке проведения проверок адекватности РППУ в соответствии с настоящим Положением. Эти документы должны быть включены в номенклатуру дел банка.
(Примечания утратили силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-1)
Приложение 1
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,
предъявляемые к ценным бумагам, включенным в листинги фондовых бирж Кыргызской Республики по наивысшей и следующей за наивысшей категорией листинга
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 26 мая 2010 года N 36/4, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-5, 12 апреля 2024 года № 2024-П-12/17-3)
1. Наличие у эмитента/оригинатора ценных бумаг инвестиционного рейтинга не ниже «ВВВ» или «Ваа2», который присвоен одним из рейтинговых агентств Standard and Poor’s, Fitch Ratings, Moody’s Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики».
2. Сделки с данными ценными бумагами не носят эпизодический характер, то есть, в торговой системе биржи заключается не менее одной сделки с данными ценными бумагами в период 30 календарных дней.
3. Результаты ретроспективного анализа сроков погашения эмитентом/оригинатором обязательств по ранее выпущенным им ценным бумагам должны давать основания полагать, что эмитент/оригинатор не имел задолженности по исполнению обязательств по выпущенным им ценным бумагам.
4. Безубыточная деятельность эмитента/оригинатора ценных бумаг за последние 3 (три) года.