Бишкек: административная реформа и её влияние на муниципальные доходы



На недавней сессии Бишкекского городского кенеша, состоявшейся 23 декабря, инвесторы и аналитики получили важный сигнал относительно финансового управления столицей Кыргызстана. Депутат Казыбек Эргешов, представляющий фракцию «Ынтымак», поднял острый вопрос, касающийся существенного снижения доходной части городского бюджета. Речь идёт о поступлениях от аренды муниципального имущества – помещений, зданий и техники, курируемых Департаментом по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ). Этот показатель является ключевым для оценки эффективности использования городских активов и стабильности местных финансов.

Эргешов прямо выразил озабоченность, задав вопрос о причинах «уменьшения платы доходной части за аренду помещений, зданий, сооружений, оборудования и техники, то есть ДУМИ». Он также поинтересовался, не связано ли это снижение с сокращением самих активов. Депутат напомнил о предыдущих заявлениях чиновников, курировавших ДУМИ, которые обещали довести доходы до миллиардных отметок. «То есть, те вице‑мэры, которые раньше курировали ДУМИ и говорили, что доход поднимут до миллиарда, это пустые слова? Наоборот, идёт снижение», – констатировал Эргешов, подчёркивая диссонанс между заявленными амбициями и текущей финансовой реальностью.

В ответ на этот запрос вице‑мэр Мирлан Байгончоков внёс ясность, заверив, что снижение не обусловлено уменьшением объёма муниципальных активов. Основной причиной, по его словам, стало завышенное первоначальное планирование бюджета на 2025 год. В него были включены ожидаемые суммы поступлений от территорий, недавно присоединённых к городу. Однако, как пояснил Байгончоков, «в связи с объективными причинами план не был выполнен», что повлекло за собой необходимость корректировки бюджета в сторону сокращения доходных показателей.

Дальнейшие разъяснения вице‑мэра углубили понимание инвесторами административных вызовов, стоящих перед городскими властями. Он отметил, что, хотя административно‑территориальная реформа утроила площадь города, расчёт на дополнительные поступления не материализовался в полной мере. Ключевое препятствие – задержка в передаче необходимых документов со стороны Аламединских и Сокулукского районных кадастров. «Пока не все документы были переданы, работа по увеличению аренды ещё не завершена», – подчеркнул Байгончоков, указывая на бюрократические барьеры как на причину недобора доходов.

Эргешов уточнил, означает ли это, что присоединённые районы, такие как Аламединский, пока не приносят налогов в городской бюджет. Байгончоков подтвердил, что налоговые и неналоговые платежи из этих зон поступают, но отметил критический момент для инвесторов: «суммы аренды там значительно ниже, чем в городе». Это создаёт диспаритет и указывает на упущенные возможности. Вице‑мэр заверил, что планы по увеличению этих ставок остаются в силе, но их реализация напрямую зависит от завершения передачи документов и заключения новых договоров по актуальным городским тарифам. Таким образом, несмотря на текущие трудности, существует потенциал для роста доходов от аренды, как только будут преодолены административные и правовые препятствия, что является важным индикатором для оценки будущей финансовой устойчивости Бишкека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *