Прозрачность рынка ЕАЭС: борьба с «серыми» сертификатами и ее влияние на инвестиции

Вопросы технического регулирования и стандартизации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) становятся все более актуальными для инвесторов, стремящихся к прозрачности и предсказуемости рынка. Министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Валентин Татарицкий 17 декабря на пресс-конференции ЕЭК подробно остановился на проблеме так называемых «серых» сертификатов соответствия, которая напрямую влияет на качество продукции, конкурентную среду и, как следствие, на инвестиционный климат в странах союза, включая Кыргызстан.
Ключевая проблема, по словам министра, заключается в необоснованной выдаче сертификатов соответствия на продукцию. «Всех волнует, а что же делается в сфере «серого бизнеса» по вопросам оценки соответствия и документов об оценке соответствия, которые сегодня сопровождают продукцию на рынке,– заявил Татарицкий. – Возникают вопросы у отдельных стран о том, что продукция реализуется не всегда с обоснованно выданными документами». Для инвесторов это означает риск столкновения с недобросовестной конкуренцией и потенциальными репутационными издержками, если их продукция окажется на рынке рядом с товарами, чья безопасность и качество подтверждены сомнительными документами.
В ЕЭК отмечают, что корни проблемы лежат в добросовестности работы органов по оценке соответствия и испытательных лабораторий, особенно в сфере аккредитации. Все субъекты, выдающие сертификаты, должны быть аккредитованы в национальных системах. Отсутствие должного контроля и унификации подходов на этом этапе создает лазейки для появления некачественной или небезопасной продукции на рынке ЕАЭС, что подрывает доверие потребителей и инвесторов к регуляторной системе.
Для укрепления системы ЕАЭС предпринял ряд важных шагов в 2025 году. Были приняты документы, регламентирующие порядок рассмотрения жалоб и обращений в сфере аккредитации, а также ужесточены требования для включения в реестр органов по аккредитации. Кроме того, установлен порядок взаимодействия надзорных органов стран-участниц между собой, с таможенными органами и органами по аккредитации. Эти меры призваны создать более строгие и прозрачные правила игры, что является позитивным сигналом для инвесторов, ищущих стабильные и регулируемые рынки.
Однако сохраняются и вызовы. Министр Татарицкий подчеркнул, что надзорные органы остаются прерогативой национальной сферы, и многие страны наложили мораторий на проверки. Эта ситуация, по его словам, негативно сказывается на функционировании систем безопасности на рынке и приводит к появлению «серых» оборотов продукции. Для инвесторов это означает, что, несмотря на наднациональные усилия, эффективность контроля может варьироваться между государствами–членами, и это необходимо учитывать при оценке рисков.
Особое внимание привлекает ситуация с Кыргызстаном. В июне 2025 года министр экономического развития России Максим Решетников заявил о резком увеличении присутствия на российском рынке кыргызских сертификатов на продукцию, назвав их «не очень качественными». Количество таких документов, по его данным, достигло 250 тысяч в 2024 году. Это прямое указание на то, что проблемы с аккредитацией и выдачей сертификатов в Кыргызстане требуют немедленного решения, особенно в контексте торговых отношений внутри ЕАЭС.
Министерство экономики Кыргызстана, в свою очередь, ответило российской стороне, подчеркнув необходимость проведения мониторинга и оценки деятельности аккредитованных органов по сертификации. Для потенциальных инвесторов в экономику Кыргызстана разрешение этой проблемы критически важно. Укрепление системы технического регулирования и борьба с «серыми» сертификатами не только обеспечат честную конкуренцию и безопасность продукции, но и повысят доверие к национальным органам сертификации, что в конечном итоге сделает кыргызский рынок более привлекательным и предсказуемым для капиталовложений.