Кыргызстан: фискальные потери в 532 млн сомов от корпоративных банкротств



Финансовый сектор Кыргызстана привлек внимание инвесторов новостью о списании значительного объема бюджетных кредитов. По итогам аудита Счетной палаты, признанные банкротами хозяйствующие субъекты были освобождены от долговых обязательств на общую сумму 532,2 млн сомов. Это решение основано на заключении постоянной комиссии от 5 апреля 2024 года, которая подтвердила невозможность возврата этих средств. Важно отметить, что данная сумма, согласно приказу Министерства финансов от 13 мая 2024 года №71-б, официально признана прямым убытком для республиканского бюджета.

Среди предприятий, чьи долги были списаны, фигурируют как коммерческие структуры, так и общественные фонды, что дает представление о спектре столкнувшихся с трудностями организаций. В частности, это: Общественный фонд «Обо эне» – 146 тыс. 880 сомов; Сельскохозяйственный производственный кооператив «Кут-Келсин» – 638 тыс. 896 сомов; ОсОО «Максат» – 75 млн 551 тыс. 315 сомов; ОАО «Кыргыз агро тамак-аш корпорациясы» – 451 млн 335 тыс. 867 сомов; «Түшүм суу» Сууларды пайдалануу ассоциациясы – 4 млн 535 тыс. 840 сомов. Таким образом, общая сумма списанных обязательств составила 532 млн 208 тыс. 798 сомов. Наибольшая доля приходится на ОАО «Кыргыз агро тамак-аш корпорациясы», что может указывать на системные сложности в агропромышленном секторе.

Помимо прямой процедуры списания, отчет Счетной палаты раскрывает и дополнительные детали, указывающие на более широкий контекст проблемных активов. Так, государственный фонд приостановил права требования по долгам 48 других хозяйствующих субъектов, не имеющих активов, на значительно большую сумму – 3 млрд 77,4 млн сомов. Этот факт подчеркивает важность тщательной оценки рисков для потенциальных инвесторов и необходимость глубокого анализа финансовой устойчивости местных предприятий, особенно при рассмотрении проектов, связанных с государственным фондированием или партнерством.

Для инвесторов данная информация служит важным индикатором прозрачности финансовой политики Кыргызстана и готовности правительства официально признавать и урегулировать проблемные долговые обязательства. Хотя списание долгов влечет за собой прямые бюджетные потери, оно также очищает балансы и может способствовать более здоровой экономической среде в долгосрочной перспективе, демонстрируя работающие механизмы банкротства и финансового оздоровления или ликвидации. Тем не менее, это также призывает к усиленному вниманию к макроэкономическим показателям и секторальным рискам при принятии инвестиционных решений в регионе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *