Бюджетный контроль Кыргызстана: вскрыты нарушения на десятки миллиардов сомов
В парламенте Кыргызстана развернулась острая дискуссия вокруг исполнения государственного бюджета, что стало важным сигналом для инвесторов, оценивающих уровень финансовой дисциплины и прозрачности в стране. В ходе заседания профильного комитета Жогорку Кенеша были озвучены данные о выявленных в бюджете за 2024 год нарушениях на общую сумму, превышающую 84 млрд сомов – из них 63,5 млрд составили бухгалтерские несоответствия, а почти 20,6 млрд сомов классифицированы как прямые финансовые нарушения.
Инициатор обсуждения, депутат Карим Ханджеза, поставил перед правительством ряд принципиальных вопросов, крайне чувствительных для инвестиционного климата. Он потребовал от Министерства финансов провести детальный анализ причин столь масштабных отклонений, акцентировав внимание на необходимости определить, являются ли они результатом «системных ошибок», «недостатков в управлении» или «преднамеренных действий». Для инвесторов это ключевой вопрос, определяющий степень управленческого риска и предсказуемости государственной финансовой политики. Кроме того, был поднят вопрос о разработке конкретных мер для предотвращения подобных ситуаций в будущем.
Представитель правительства, заместитель министра финансов Умутжан Аманбаев, представил разъяснения по структуре выявленных нарушений. По его словам, значительная часть суммы финансовых нарушений – 17,4 млрд из 20,6 млрд сомов – связана с реализацией государственных инвестиционных проектов. Эта цифра включает выпуск казначейских обязательств на 15 млрд сомов, где, как утверждается, банки использовали собственную ликвидность, а не бюджетные средства. Оставшиеся 2,4 млрд сомов являются предметом методологического спора со Счетной палатой, которая настаивает на их включении в доходы бюджета, что указывает скорее на проблемы в стандартах учета, нежели на прямые хищения.
Дальнейший анализ выявил системные проблемы в управлении государственными активами. Около 1,1 млрд сомов нарушений приходятся на сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей и дебиторскую задолженность. Например, более 300 млн сомов – это избыточные запасы в различных ведомствах, что свидетельствует о неэффективном планировании. Также была отмечена необходимость пересмотра нормативов в таких ключевых социальных сферах, как министерства образования и здравоохранения. Особое внимание привлекает дебиторская задолженность на 800 млн сомов, из которых около 600 млн связаны со средствами, выделенными на геологическую отрасль.
Итоги парламентских слушаний подчеркнули наличие в Кыргызстане работающих механизмов контроля, но вместе с тем обнажили серьезные уязвимости в системе управления государственными финансами. Заявление депутата о необходимости усиления контроля за нецелевым использованием грантов и расходами на местах является прямым указанием на зоны повышенного риска. Для потенциальных инвесторов это означает, что, несмотря на макроэкономическую повестку, необходимо проводить углубленный анализ операционной эффективности и уровня подотчетности на всех уровнях государственного управления перед принятием инвестиционных решений.