Аудит бюджета Кыргызстана: миллиардные нарушения ставят под вопрос прозрачность



Аудит исполнения республиканского бюджета Кыргызстана за 2024 год, проведенный Счетной палатой, выявил финансовые нарушения на сумму свыше 20,6 млрд сомов. Эта цифра, озвученная на заседании профильного комитета парламента, дополняется бухгалтерскими несоответствиями на 63,5 млрд сомов, что ставит перед инвесторами серьезные вопросы о прозрачности и эффективности управления государственными финансами.

На фоне вскрытых нарушений макроэкономические показатели бюджета демонстрируют неоднозначную динамику. Фактические доходы казны составили 417,5 млрд сомов, превысив уточненный план на 6,9 млрд. Это свидетельствует о позитивной тенденции в собираемости налогов и других поступлений. Однако расходная часть бюджета была исполнена со значительным недоосвоением – неиспользованными остались почти 21 млрд сомов, что указывает на возможные проблемы в административном планировании и реализации государственных программ.

Особую обеспокоенность вызывает структура неиспользованных средств. Из зарезервированных сумм не были направлены по назначению 2,7 млрд сомов, в том числе 1,8 млрд на заработную плату, 221,6 млн на медикаменты и почти полмиллиарда сомов на продукты питания. Для инвесторов это может служить сигналом о наличии системных административных барьеров, способных замедлить реализацию проектов любого масштаба, включая те, что осуществляются с привлечением частного капитала.

Инспектор Счетной палаты Алмазбек Жакшылыков сообщил, что в целом исполнение бюджета признано соответствующим закону, но с важным «дополнительным мнением» – было зафиксировано занижение и искажение данных по проектам государственных инвестиций на 823,6 млн сомов. Несмотря на заявление о том, что большая часть нарушений на сумму 61 млрд сомов уже «исправлена», серьезность ситуации подтверждается передачей трех материалов в правоохранительные органы: один в Генеральную прокуратуру и два – в ГКНБ.

Таким образом, для инвесторов, рассматривающих экономику Кыргызстана, складывается сложная картина. С одной стороны, рост бюджетных доходов является позитивным фактором. С другой – масштабы финансовых нарушений, системное недофинансирование и вмешательство силовых структур вскрывают глубокие риски в сфере государственного управления. Эти аспекты требуют тщательного анализа и должны быть учтены при оценке инвестиционного климата в стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *